Электроэнергетика до сих пор является одной из немногих оставшихся экспортных отраслей Украины. За первые три месяца 2016 года Киеву удалось нарастить экспорт электроэнергии на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Поставки идут в Польшу, Венгрию, Румынию, Молдову и приносят небольшой, но стабильный доход.
Около ста миллионов долларов в год. Для кого-то цифра смешная, но для Украины существенная, а для её энергетической отрасли — и подавно.
Плановое (в рамках соглашения об ассоциации с ЕС) и неплановое (по собственной инициативе) уничтожение украинским правительством национальной экономики пока приводит к увеличению излишков электроэнергии, даже при общем стабильном сокращении её производства (на 20%, по сравнению с достигнутым в 2012 году максимальным уровнем). Тем не менее перспективы отрасли отнюдь не радостны.
Более того, ситуация в энергетике может стать для Украины и для её соседей не меньшей, а то и большей проблемой, чем гражданская война в Донбассе и прогрессирующий распад политической и административной вертикалей.
Мирный, но очень небезопасный атом
Когда сейчас в прессе говорят о проблемы украинской атомной генерации, акцент делается на проблемах, связанных с попытками Киева по политическим мотивам заменить российские тепловыделяющие сборки (ТВС — компонент, из которого получают тепловую энергию в ядерном реакторе) на продукцию американской компании “Вестингауз”.
Пока эксперименты приводят только к многочисленным авариям.
Однако политические эксперименты с поставщиком ТВС — лишь часть общей проблемы. За первую половину 2016 года на атомных станциях Украины произошло 9 серьёзных аварий. Причём ни одна из них не была непосредственно связана с некондиционным топливом. Энергоблоки просто выработали свой ресурс и начали буквально рассыпаться.
В течение последнего года атомщикам Украины ни разу не удавалось добиться одновременной работы более чем двух третей от общего количества энергоблоков, а в начале 2016 года количество работающих блоков падало до 45% от номинала.
Причина в том, что атомная генерация Украины, построенная в СССР (как и всё, что там ещё работает), с 2010 года начала вырабатывать свой ресурс. На данный момент ресурс выработали шесть энергоблоков, которые Украина продолжает эксплуатировать. К концу 2018 года будет выработан ресурс 2/3 атомной генерации Украины (10 энергоблоков из 15). А к концу 2020 года на Украине останется лишь три энергоблока с невыработанным ресурсом.
Можно с уверенностью прогнозировать, что в течение ближайших четырёх лет аварийность на атомных электростанциях Украины будет нарастать обвальными темпами, а количество регулярно простаивающих энергоблоков увеличится.
Между тем атомная генерация, составляя 30% от номинальных энергетических мощностей (еще 57% приходится на долю теплоэлектростанций, ТЭС) даёт 44% реально вырабатываемой Украиной электроэнергии (ТЭС — 43%). Соответственно, приближающаяся катастрофа атомной генерации приведёт к потере как минимум 30% вырабатываемого электричества.
Хочу подчеркнуть, что в данном случае мы не рассматриваем абсолютно катастрофические чернобыльско-фукусимские сценарии, которые при минимальной квалификации и ответственности персонала АЭС есть возможность предотвратить даже при самом неблагоприятном развитии событий.
Возможно, Украина смогла бы пережить потерю 30% и даже 40% генерирующих мощностей. В конце концов, в данный момент страна экспортирует излишки электроэнергии, а прогрессирующий паралич промышленности даёт надежду на дополнительное падение внутреннего потребления. Так что, прекратив экспорт, наверное, можно было бы обойтись и без атомной генерации. Возникли бы, правда, проблемы с манёвром мощностями в момент пиковых нагрузок, неприятные, но не смертельные.
Теплоэлектростанции выработали ресурс
Но ситуация на деле значительно хуже, чем может показаться на первый взгляд. Внимание СМИ, политиков и общественности приковано к атомной генерации Украины в силу традиционной боязни крупномасштабной ядерной катастрофы. Тем более что неадекватность украинских властей и их привычка решать указами президента и голосованиями в парламенте сложные технологические вопросы, и едва ли не отменять законы природы, не внушают большого оптимизма.
Самые большие проблемы связаны с тепловой генерацией Украины. Дело здесь не только в вынужденном (по политическим мотивам) переводе ТЭС с газа (поскольку он российский) на уголь (зачастую используется некондиционный, приводящий к быстрому износу оборудования).
Корень проблемы — в возрасте украинских генерирующих мощностей. Абсолютно все блоки украинских ТЭС построены в 60-х-70-х годах. За последние 40 лет на ТЭС Украины не введён в эксплуатацию ни один новый энергоблок, а подавляющему большинству уже и вовсе больше пятидесяти лет. Тепловая энергетика Украины на 90% выработала свой ресурс.
Как правило, сообщения об авариях на ТЭС, а отличие от проблем с АЭС, не попадают в прессу. На АЭС дверь скрипнет — и окрестное население готовится к ядерному Армагеддону, а ТЭС хоть полностью сгори — никто, кроме сотрудников да пожарных, и знать не будет.
За последние годы известность получил только один случай 2013 года, когда в результате аварии на крупнейшей на Украине Углегорской ТЭС было уничтожено четыре из семи энергоблоков станции, а последствия почувствовала вся энергосистема Украины. Тогдашний министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий публично радовался, что период пиковых зимних нагрузок уже позади, иначе последствия аварии могли быть крайне тяжёлыми.
Тепловая генерация может посыпаться в любой момент, причём темпами, опережающими атомную. Денег на модернизацию хоть атомных, хоть тепловых энергоблоков, а тем более — на введение в строй замещающих мощностей, у Украины нет, и не предвидится. Более того, в нынешней ситуации, если бы кто-то и дал деньги Киеву на соответствующие работы, средства были бы разворованы без остатка, а ситуация в энерегетике, если бы и изменилась, то только к худшему.
Что раньше рухнет?
Совокупно атомная и тепловая генерации дают свыше 80% вырабатываемой на Украине электроэнергии. Выход из строя в ближайшие четыре года половины имеющихся мощностей (а это ещё оптимистичный сценарий) не только лишит государство почти половины от общего объёма вырабатываемой электроэнергии, но и резко увеличит нагрузку на оставшиеся.
Избежать ответственности за общенациональную энергетическую катастрофу киевское руководство сможет только в том случае, если политическая система Украины рухнет раньше энергетической. Такое, конечно, вполне возможно, но от этого не легче ни населению страны, ни её соседям.
Коллапс энергетической системы немедленно остановит практически всю оставшуюся промышленность, и даже товарное сельское хозяйство, которое не может функционировать без электроэнергии. Кроме возделывания огородов, население сможет разве что вышивать при свете лучины рушники да рубашки и выпиливать лобзиком.
Развал энергосистемы страны оставит без электричества крупные города. А это не только погасшие лампочки, отключившиеся телевизоры, холодильники, стиральные машины, микроволновки и кондиционеры в квартирах и лифты в подъездах. Это и прекращение работы электрических насосов, подающих в квартиры воду и откачивающих из города нечистоты. Это и отказ всех охранных систем и систем сигнализации, выключение промышленных холодильников, в которых хранится необходимый городу каждый день запас продуктов. Это остановка городского и междугороднего электротранспорта (троллейбусы, трамваи, метро, электрички), неработающие бензозаправки и кассовые автоматы в магазинах, отсутствие телефонной связи и т.д.
В общем, это конец света в масштабах страны. Причём, если система рассыпается постепенно, население ещё имеет возможность как-то приспособиться, но если коллапс наступает почти мгновенно, то миллионы людей погружаются в состояние гуманитарной катастрофы, когда уничтожены буквально все системы жизнеобеспечения, а остатки власти не в состоянии управлять событиями.
Спасение угасающих
Подобная катастрофа на Украине, находящейся на стыке границ ЕС и России, не может не задеть всех соседей. Мы, конечно, можем надеяться на лучшее, но должны помнить, что, согласно украинской традиции, все неприятности наступают одномоментно.
Коллапс системы Януковича наступил в относительно стабильной ситуации, когда проблемы создавала небольшая группа обормотов в центре Киева, остальная страна нормально работала, а все системы были в относительно нормальном состоянии. После двух с половиной лет перманентной “революции достоинства” страна напоминает декорацию к фильму: судя по фасадам — процветающий город, но за раскрашенной фанерой и картоном пустырь. И любой сильный порыв ветра может в любой момент повалить хлипкие декорации.
После чего сосредоточенные на западной границе Украины “гиены Европы” постараются отхватить себе по кусочку бесхозной территории, а произвести генеральную уборку на оставшемся пространстве наши западные “друзья и партнёры” убедительно попросят Россию, причём бесплатно.
Неплохо было бы заранее сообщить “друзьям Украины” из США и ЕС, какие проблемы могут у них возникнуть, если реальная политика России на украинском направлении обманет их ожидания, и приводить в чувство население “самой европейской страны” им придётся самостоятельно.