На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В ЧЬИХ ИНТЕРЕСАХ КУДРИН ВЗЯЛСЯ ЗА ГАЗПРОМ?

Кому начинать беспокоиться - Газпрому или населению?

27 сентября стало известно, что главный стратег правительства Алексей Кудрин, покидая пост главы ЦСР всвязи с уходом в Счётную палату, сделал последний прощальный жест – положил на стол Газпрома несколько вариантов его реформирования, причём во всех вариантах предусмотрено лишить Газпром контроля над единой системой газоснабжения.

Заказчиками исследования целевого состояния газовой отрасли выступили якобы какие-то бизнесмены.

Алексей Кудин известен как спикер намерений правительства и один из авторитетных влиятелей на решения высшей власти. Что у Кудрина на языке, то у правительства на уме. Это и бюджетное правило, и пенсионная реформа, и прочие непопулярные, но, тем не менее, неуклонно реализуемые меры в экономике. Предложение Кудрина лишить Газпром монополии на систему газоснабжения вызывает очень много настороженных ожиданий – к чему клонит Кудрин, и чего добиваются стоящие за ним группы крупного бизнеса?

Кудрин – не Чубайс, известными своими приватизаторскими «подвигами». Кудрин – финансист, причём, финансист, на глазах смещающийся из либерального сектора в консервативный. Возможно, отчасти тут и возраст сказывается, отчасти и занимаемая должность, но как только Кудрин стал отвечать за госпроекты, так ему понадобился контроль над всеми деньгами страны. И отсюда его тенденция к централизации. Дело в том, что проекты лишения Газпрома права контроля над ЕТС предусматривают передачу этого контроля государству в лице Министерства энергетики. Причём по Кудрину, Минэнерго не только сможет решать вопросы доставки газа, но и заключать новые экспортные контракты.

То есть, по сути, это должно расцениваться как стремление к национализации прибылей от экспорта газа – национального достояния всех россиян. Поступок весьма похвальный и давно необходимый. Но то, что идея исходит от Кудрина, заставляет насторожиться. По сути, мы имеем дело с аналогом действий Чубайса в приватизации РАО ЕЭС. То есть на рынке транспортировки газа возникнет монополия Минэнерого (кто сказал, что это лучше монополии Газпрома, а если лучше, то чем?), а, с другой стороны, в транзите газа появятся новые игроки.

Чтобы упокоить Газпром, Кудрин предлагает «налоговый манёвр»: налоги для Газпрома снизятся на 20%, а для прочих производителей поднимутся на 30%. Кроме того, все добывающие компании будут обязаны совершать поставки на внутренний рынок.

То есть не надо быть большим экономистом, вроде Карла Маркса, чтобы понять следующее:

1. Рынок газа внутри России ждёт очередной передел.

2. Газпром сохранит привилегии в налогообложении, поделившись трубой.

3. Более мелкие добытчики газа получат более дискриминационные условия, чем Газпром, но этим заплатят за вход на рынок.

4. Для конечного потребителя цены на внутренней газ вырастут без вариантов.

5. Подобное перераспределение газа в сопровождении с изменением цен для мелких производителей и увеличением налогов на них через фокусы статистического счёта позволит показать увеличение ВВП к 2035 году на 3 триллиона рублей. То есть Кудрин считает, что президенту Путину это должно понравиться.

6. Минэнерго получит дополнительные деньги, которые освоит через аффилированные дочерние компании.

7. И то, что эта идеи озвучена Кудриным, и то, что это сделано с подачи неких бизнесменов, и то, что в итоге вырастут цены, показывает, что увеличивается возможность заработать для чиновников. Коррупционная составляющая торчит из проекта Кудрина, как шило из мешка.

То, что озвучивание проекта прошло через Кудрина, говорит о том, что у него есть мощная аппаратная поддержка. Чиновникам и топ-менеджменту госкорпораций это решение выгодно. Выгодно оно и узкому кругу добывающих компаний, которые войдут в закрытый клуб газовых производителей. Формально это – борьба с монополизмом. По сути – олигополия, то есть картельный сговор никуда не уходит, коррупция легализуется через бизнес-процессы. Если искать в практике пример юридического термина «криминальное законотворчество», то у очередной идеи Кудрина есть все шансы попасть в образец в виде иллюстрации.

У современого российского крупного бизнеса вообще крайне размыта граница между криминальной и законной деятельностью. Подкуп чиновников – это то, без чего крупный бизнес в России не живёт ни дня. И потому многие макроэкономические решения либо правительства, либо его экспертов, либо крупных корпораций всегда ведут к росту цен для населения и никогда не ведут к облегчению его жизни. Потом это прорывается приморскими выборными коллизиями, которые бросаются тушить политтехнологи, оплаченные крупными корпорациями деньгами, отнятыми у населения примерно тридцатью относительно честными способами.

Даже такое благое дело, как передача Минэнерго права заключать внешние контракты по газу и национализация газотранспортной сети в исполнении знаковых системных либералов приводит не к положительным эффектам в виде улучшения экономического климата, а к прямо противоположным результатам: росту коррупции и цен, снижению уровня жизни населения.

То, что данное предложение озвучено Куриным, говорит о высоких шансах его воплощения в жизнь. Однако как скоро это случится – не известно. Если Кудрину удастся склонить на свою сторону руководство страны, это может случиться быстрее, если нет – проект пока полежит на полке и подождёт своего часа.

Несомненно одно – к нему вернутся. Слишком выгодные идеи для российского олигархата сокрыты в недрах последнего экспертного заключения Кудрина, предоставленного Газпрому на экспертизу.

Александр Халдей
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх