В условиях сырьевой экономики Россиявынуждена играть по правилам, устанавливаемым Западом и... Киевом
Если кто-то до сих пор сомневался в том, что сырьевая экономика мало того что неэффективна, но еще и унизительна, то специально для них Правительство Российской Федерации сегодня приняло постановление, согласно которому Украина по-прежнему будет получать российский газ со скидкой.
Тут уже и цифры не так важны - важна суть, которую очень сложно обосновать в рамках житейской логики и потому приходится кивать исключительно на экономику.
Ну и утешать себя тем, что все-таки выторговали более выгодные для себя условия дисконта. Киев-то вообще хотел покупать газ у «страны-агрессора» по ставке 200 долларов за тысячу кубов «голубого золота», мы же на это не пошли и скидку укоротили - отстояв цену в 247,18 долларов.
Для страны, которая принципиально отказывается платить России по долгам, прямо обосновывая этот отказ необходимостью обеспечивать уж очень затратные мероприятия по геноциду русского населения на юго-востоке страны с дальнейшим подчинением себе выхолощенных «широких автономий».
Мы морщимся, плюемся, громко возмущаемся, шумно покидаем заседания ПАСЕ, намекаем на «в принципе» готовность жестко ответить - и Киеву, и Брюсселю, и Вашингтону, а потом с обреченным вздохом «да и черт с вами» соглашаемся на скидку.
Почему?
Потому что не имеем иного выбора в условиях экономики, остающейся полностью сырьевой, что бы там не говорилось на форумах и в каких бы оттенках серого не рисовались вниманию изумленной публики «инновационные разработки».
Есть декларируемая из года в год в президентских посланиях и адресных указаниях президента воля радикально перекроить эту однозначно порочную экономическую модель, видали мы и эпические «разборы полетов» на заседаниях кабмина, где Дмитрий Анатольевич сам на себя похож не был, перенимая фирменные интонации старшего товарища.
Но слова остались словами, указания - указаниями, проекты - проектами, а принципы формирования бюджета - ровно теми же, что и год, и два, и пять, и пятнадцать лет тому назад. На капитальный ремонт экономики не хватает то ли духу, то ли сил. Разве что очередную трещинку в стене заштукатурим - вроде ничего, как новенькая.
Но искренне удивляемся: чего это Киев так «борзеет», так словами неаккуратно кидается, так откровенно и демонстративно о договоренности ноги вытирает?
А чего миндальничать? Пройдут и эти три месяца - будет еще новая скидка. Потому что политика политикой, а кубометры - кубометрами.
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин призвал не искать лишней конспирологии в решении России снова предоставить скидку на газ для Украины:
- На самом деле, тут все очень просто объяснить. У России сейчас и так значительно снизился экспорт газа в Европу, а бюджет необходимо наполнять, поскольку какие бы планы на будущее не строились, но по факту нынешний бюджет у нас нефтегазовый, а других покупателей у нас пока нет.
«Поворот на восток» пусть и обозначен, но он только начался, и о сопоставимых объемах поставок говорить пока рано, необходимо время, да и к тому же эти поставки в любом случае задействуют лишь наши восточные месторождения.
В принципе очередное предоставление скидки Украине объясняется и как таковой давно установившейся практикой «Газпрома», который в принципе всем без исключения европейским потребителям предоставляет скидки на газ. К сожалению, сложившаяся внешняя конъюнктура не позволяет нам слишком строго диктовать условия.
Да, Владимир Путин действительно высказывался о том, что нет смысла давать скидки на газ на фоне снизившейся цены на нефть. Но в предлагаемых обстоятельствах эти слова следует рассматривать как элемент торга, игру в «хорошего и плохого следователя», поскольку объективно наши позиции на газовом рынке сегодня уязвимы.
Именно поэтому данный вопрос не имеет смысл вообще как-либо политизировать, искать в нем какие-то дополнительные смыслы, угадывать «сдачу интересов» и прочее подобное. Тут бал правит чистая экономика. Сегодня рынок энергоносителей - это прежде всего рынок покупателя.