У ФАС компетенции хватает. За рецидивы по картельным сговорам — уголовная ответственность
Как можно объяснить разницу в понимании ценообразования?
Логика президента абсолютно прагматичная. Он привел доводы: мировые ценники на нефть упали на 35%, а бензин продолжает дорожать, обгоняя инфляцию. Мы наблюдаем такую непонятную картину вопреки мировым трендам, тенденциям и спросу.
Важно, что президент обратил на это внимание, хотя у него сейчас проблем хватает и без бензина, да задача эта в первую очередь Федеральной антимонопольной службы, которая, скажем так, в последнее время абсолютно лояльна к нефтяному бизнесу. Хотя из ФАС и звучат устрашающие речевки, якобы и новые антимонопольные дела возбуждаются и штрафы, но по факту ничего не происходит, потому что когда начинаются какие-то столкновения — идут на мировую. Да, нефтяники порой снижают цену, но только в каком-то тестовом формате и не больше, чем на рубль и только на ограниченный срок.Понятно, что ослабление рубля влияет. Но мы же исходим из общерыночной ситуации, смотрим на внутренние процессы. Правительство же замораживает тарифы естественных монополий для населения. Топливо — это ведь тоже энергоноситель.
Может быть, у ФАС просто не хватает компетенций, чтобы повлиять?
У ФАС компетенции хватает. За рецидивы по картельным сговорам уже существует уголовная ответственность. И этим рычагом нужно пользоваться. Создав прецедент, мы увидим другу картину.
Важно понимать, что монополизация нефтяного рынка, олигополия, сложившаяся на внутреннем рынке, сильна, и ее конфигурация не меняется. От идеи строительства независимых НПЗ отошли еще в кризисном 2008 году.
Конечно, рост цен заботит граждан, бьет по всем социальным ориентирам, разгоняет цены, а удержать инфляцию — это одна из задач правительства. Получается, что сами же себе наступают на горло.
http://tass-analytics.com/opinions/3598
читайте также по теме
На совещании с правительством президент РФ Владимир Путин возмутился росту цен на бензин при падении мировой стоимости нефти и призвал Федеральную антимонопольную службу отреагировать. Однако профильные министры не считают цены необоснованными и обещают продолжение их роста в 2015 году. Эксперты полагают, что объективных причин для роста цен действительно нет, а разница в понимании ценообразования связана с разницей в расстановке приоритетов главы государства и экономических ведомств.
«Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35%… И это еще не все… Но основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» — заявил президент.В свою очередь, министр экономического развития Алексей Улюкаев отметил, что цены на горюче-смазочные материалы близки к уровню инфляции.
«Вы упомянули цены на бензин — рост 9,4% к ноябрю 2013 года, — заявил он. — На самом деле это всего на 0,3% выше, чем общий рост потребительских цен. Примерно одним темпом идут».
На следующий день министр энергетики Александр Новак напомнил, что в 2015 году вырастут акцизы на нефть и будет произведен т. н. налоговый маневр: понижена экспортная пошлина, но поднят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
«С учетом тех решений, которые приняты по акцизам и в рамках налогового маневра, мы, безусловно, считаем, что цены будут где-то на уровне инфляции плюс пару-тройку процентов», — пояснил он. По сути, речь идет о росте цен более чем на 10%.
Президент Российского газового общества, зампредседателя комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный считает, что «объективных причин для роста цен на бензин в этом году нет».
«Что касается налогового маневра и повышения ставок акцизов на нефтепродукты для формирования дорожных фондов, то в этом году законодательство не менялось, да и в следующем это повысит цену только на 1 рубль за литр. Инфляция также не касается ни добычи нефти, ни переработки: зарплата в течение года не меняется, стоимостькомплектующих может быть и повысилась, но ниже инфляции. Кроме того, цены на бензин обычно от инфляции отстают, а в этом году опережают, — поясняет он. — Но, как мы видим, цены подтягивают под инфляцию и внутренние производители. На мой взгляд, это делается ради спекулятивных выгод».
Завальный считает, что косвенной причиной в пользу повышения цен можно считать только девальвацию рубля — из-за нее доходы производителей бензина на внутреннем рынке упали — или возросшие расходы нефтепереработчиков на начавшуюся модернизацию НПЗ для производства топлива класса Евро-5.
«Президент же говорит с социальной точки зрения. Ведь мы 70% нефти экспортируем, а на внутреннем рынке цены с учетом сложившей ситуации и во избежание роста социальной напряженности можно было бы попридержать. Ведь мы и так каждый день становимся чуть беднее из-за инфляции. А цены на бензин для нас всех важны, ведь сейчас почти в каждой семье есть автомобиль», — заключает он.
В свою очередь, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает важным, что президент обратил внимание ФАС на ситуацию.
«Хотя из ФАС и звучат устрашающие речевки, якобы и новые антимонопольные дела возбуждаются и штрафы, но по факту ничего не происходит, потому что когда начинаются какие-то столкновения — идут на мировую. Да, нефтяники порой снижают цену, но только в каком-то тестовом формате и не больше, чем на рубль и только на ограниченный срок, — говорит эксперт. — У ФАС компетенции хватает. За рецидивы по картельным сговорам уже существует уголовная ответственность. И этим рычагом нужно пользоваться. Создав прецедент, мы увидим другу картину».
Эксперт: Пасечник Александр Михайлович