Состоявшееся накануне заседание кабинета министров Украины наверняка войдет в историю как самое странное собрание единомышленников — теперь уже бывших. Действующий премьер Арсений Яценюк, по привычке отрапортовав об успехах украинского правительства, внезапно назвал «незаконной» деятельность ряда местных газоснабжающих компаний, которые «явно завысили» счета населению за потребленное топливо.
В праведном гневе Арсений Петрович потребовал пересчитать упомянутые «газовые» тарифы, снизить их в полтора раза и отчитаться о проделанной работе.Подобная позиция вызвала раздражение и в украинском политикуме, и среди рядовых украинцев. Корреспондент Федерального агентства новостей разбирался, что же послужило причиной развития столь бурных страстей и чем они могут закончиться.
Жители небольшого городка в Сумской области на границе с РФ объявили правительству Украины бойкот. Сотни местных жителей, большинство из которых — пенсионеры, внезапно заявили, что отказываются платить по действующим тарифам ЖКХ. «Это грабительские тарифы, которые загоняют нас в могилу, — сказал в частной беседе с корреспондентом ФАН один из участников акции протеста Михаил Федченко. — Если собрать сумму всех «платежек», которые приходят на мой адрес, получается, что, оплатив счета и оставшись без еды и лекарств, моя семья должна государству еще 250 гривен ($10). В то же время Яценюк говорит, что жить мы стали лучше. Вот пусть и платит по квитанциям — и моим, и моих друзей».
Как показала практика, таких, как Михаил, на Украине множество. Похожие акции протеста регулярно проходят практически по всей стране.
«По самым скромным подсчетам, на сегодняшний день более 60% украинцев не в состоянии оплачивать коммунальные платежи, — отмечает в комментарии ФАН социальный психолог Светлана Ясинская. — Не спасают даже государственные субсидии: во-первых, получить их становится все сложнее, а, во-вторых, их суммы ничтожно малы для спасения бюджета среднестатистической украинской семьи».
Ситуацию усугубило известие о повышении с 1 марта нынешнего года тарифов на электроэнергию (25%), с 1 апреля — на природный газ (53%), а с 1июня — на воду (процент повышения неизвестен).
И вот здесь вмешался Арсений Петрович. Вмешался явно не к месту — именно возглавляемый им кабмин в свое время санкционировал такое повышение. Да и сам его демарш на заседании правительства 23 марта выглядит как-то очень уж театрально. Все дело в том, что «снижение газовых тарифов в полтора раза» коснется лишь тех потребителей, чьи дома не оборудованы счетчиками энергии. Таковых потребителей, кстати, на Украине относительно немного. Помимо прочего, как заявил министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, через несколько дней украинцам все равно придется столкнуться с пятидесятипроцентным ростом тех же тарифов. «У нашей страны есть обязательства перед МВФ по повышению цен на услуги ЖКХ, и это произойдет в любом случае и при любом правительстве», — сказал, в частности, он.
То есть — при любом правительстве. И это уж явно камень в город самого Яценюка, кресло которого давно делят его бывшие соратники. Дескать, смена власти в данном контексте уже ничего не изменит. Не изменит для рядовых украинцев. А для Арсения Петровича?
«Его громкое заявление на правительственном заседании имеет вполне определенную цель: хотя бы немного реабилитировать себя в глазах общественности, у которой он давно не пользуется популярностью, — сказал корреспонденту ФАН международный обозреватель Владимир Рискин. — Иными словами, пока еще действующий премьер попытался, образно выражаясь, подсластить согражданам «тарифную пилюлю» и остаться в их глазах если не другом народа, то, по крайней мере, доброжелателем».
Трудно сказать, удастся ли Яценюку сохранить хорошую мину при плохой игре. По некоторым данным, против действующих, а особенно будущих тарифов уже выступили сотни инициативных групп. Большинство этих групп планирует масштабные походы на Киев: пикетирование зданий Кабмина, администрации президента и, наконец, Верховной Рады. В этих условиях так называемый «энергетический Майдан» попросту неизбежен.
Леонид Андросов