Анатоль Калецкий, главный экономист исследовательской организации Gavekal Dragonomics, обозреватель, пишущий для лондонской Times, International New York Times и Financial Times, анализирует в своей колонке на сайте project-syndicate.org, как дешевые цены на черное золото влияют на состояние глобальной экономики.
Сильные колебания цен на нефть дестабилизируют экономики и финансовые рынки по всему свету. Однако, по мнению автора статьи, снижение нефтяных цен скорее позитивный признак для мировой экономики в целом. По крайней мере, снижающиеся цены за «бочку» никогда правильно не предсказывали падение экономики. Напротив, во всех случаях резкого падения цен в недавнем прошлом: 1982-1983, 1985-1986, 1992-1993, 1997-1998 и 2001-2002 за ним следовал быстрый рост мировой экономики.
С другой стороны, в последние полвека все глобальные рецессии начинались после резкого роста цен на нефть. Например, перед кризисом 2008 года цена барреля почти утроилась: с 50 до 140 долларов.
Универсальный экономический механизм лежит в основе обратной зависимости между ценами на нефть и ростом мировой экономики. Учитывая, что планета сжигает ежегодно 34 млрд. баррелей нефти, снижение цены на 10 долларов перекладывает 340 млрд. долларов из карманов производителей нефти в карманы потребителей. Несложно подсчитать, что снижение цены на 60 долларов за «бочку» после августа прошлого года перераспределит св. 2 трлн. долларов от производителей нефти к ее потребителям.
Поскольку нефтяные потребители в основном тратят дополнительные доходы довольно быстро, а правительства обычно поддерживают общественные расходы при помощи займов или своих же резервов, суммарный эффект снижения цен на нефть для роста мировой экономики всегда положителен. По данным МВФ, падение цен на черное золото в этом году увеличит мировой ВВП на 0,5-1%, в т.ч. и для Европы на уровне 0,3-0,4%, для США – 1-1,2% и для Китая – 1-2%.
Но если рост у покупателей нефти в следующем году скорее всего ускорится, то почему, спрашивает Анатоль Калецкий, падают цены на нефть? Ответ, по его мнению, надо искать не в китайской экономике, которая замедлила рост и снизила потребление нефти, а в геополитике на Ближнем Востоке и факторе предложения нефти. Последний обвал цен начался 6 июля, через считанные дни после заключения соглашения по ядерной программе Ирана. Сделка по Ирану опровергла распространенное ошибочное мнение, что геополитика может толкать цены лишь в одном направлении.
Многие нефтедобывающие регионы мира сейчас охвачены хаосом и любой признак стабилизации может быстро увеличить запасы. Такая картина наблюдалась в прошлом году в Ираке. То же самое происходит сейчас в Иране, только на более высоком уровне.
Как только санкции будут сняты, Иран обещает очень быстро увеличить добычу нефти вдвое почти до 2 млн. баррелей в сутки. К 2020 году Тегеран обещает еще вдвое увеличить экспорт. Для этого иранским нефтяникам понадобится нарастить суммарную добычу до 6 млн. баррелей в сутки.
Учитывая огромные достижения в технологиях извлечения нефти из недр в последние 40-50 лет и огромные запасы Ирана, по которым он занимает четвертое место в мире после Саудовской Аравии, России и Венесуэлы, восстановление уровня добычи до уровня сорокалетней давности представляется довольно простой задачей.
Для того, чтобы найти покупателей на всю эту дополнительную нефть, приблизительно равную объему сланцевой нефти, добытой в США, Ирану предстоит выдержать ожесточенную конкуренцию не только с Саудовской Аравией, но и с Ираком, Казахстаном, Россией и другими дешевыми производителями. Все перечисленные выше страны намерены восстановить добычу нефти до пиковых высот. Новые технологии позволят им извлекать ее больше, чем в 70-80-е годы.
В этой новой ситуации, отличительной чертой которой станет острейшая конкуренция, нефть будет торговаться как обычный вид сырья. При этом монополия Саудовской Аравии будет подорвана, а стоимость добычи черного золота в Северной Америке установит долгосрочный ценовой потолок в районе примерно 50 долларов за баррель.
Поэтому, для того, чтобы понять падение цен на нефть, следует забыть о спросе Китая и сконцентрироваться на ближневосточной добыче. Для того же, чтобы понять мировую экономику, следует, по мнению Анатоля Калецкого, забыть о фондовых рынках и сфокусировать внимание на том факте, что дешевая нефть всегда подгоняет рост мировой экономики.