Общее недоверие к США становится поводом для укрепления торговых связей между Москвой и Пекином. Впрочем, поворот России в сторону Азии вряд ли сможет заполнить брешь на месте отношений с Западом.
Во время визита Си Цзиньпина в российскую столицу президенты двух стран подписали множество соглашений в области инфраструктурных проектов, сельского хозяйства и транспорта, в том числе и план по расширению китайского банковского кредитования российских фирм на 25 млрд долларов в течение трех лет. После встречи Владимир Путин сказал:
«Мы стремимся выйти на новый уровень партнерства, что позволит создать единое экономическое пространство в масштабах всего Евразийского континента».
В мае прошлого года Россия заключила сделку о поставке в Китай природного газа в течение 30 лет, начиная с 2018 года. Также Москва заявляет об увеличении объемов экспорта нефти в КНР.
Растущий интерес к Востоку подогревается напряженностью в отношениях с Западом — Россия ищет деловые связи и источники финансирования.
В I квартале из-за санкций, низких цен на нефть и слабого рубля российская экономика продемонстрировала спад. Ожидается, что по итогам года он достигнет 4%.
Но Китай вряд ли станет для российской экономики спасителем.
Александр Климент, директор компании Eurasia Group, которая занимается консалтингом в области политических рисков, считает, что «Китай даже близко не сможет компенсировать России потерю доступа к европейским рынкам капитала».
Общая повестка дня
По словам Климента, Россия заработает на продаже сырья Китаю, но только Европа — или США — может стать источником инвестиций, необходимых для диверсификации экономики и повышения производительности труда.
Объем торговли между Китаем и Россией в прошлом году составил 90 млрд долларов. А торговый оборот с Евросоюзом еще в 2012 году превышал эту сумму в пять раз.
Климент говорит, что Китай и Россия разделяют желание подорвать мощь США и добиться «более многополярного мирового порядка».
И обе страны, видимо, принимают меры для снижения зависимости от западных источников финансирования.
Недавно президент РФ одобрил создание нового резервного фонда объемом 100 млрд долларов, предназначенного для помощи исключительно странам БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Китай также продвигает проект Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, в котором США финансово не участвуют.
Важные отличия
Россия и Китай во многом отличаются друг от друга. Экономические связи России и США ограничены санкциями, а внутри страны процветают антиамериканские настроения. По словам Климента, у Пекина отношения с Вашингтоном совсем иные. Он заявляет:
«Китай наращивает влияние и в целях обеспечения экономического роста хочет сохранить взаимопонимание и рабочие отношения с США».
Кризис на Украине выявил и другие точки разногласия. По поводу присоединения Крыма и поддержки Россией сепаратистов Пекин занял умеренную позицию, придерживаясь проверенных временем заявлений о необходимости диалога и дипломатического решения проблемы.
Коммунистическая партия Китая очень боится любых народных выступлений; высшие должностные лица, как сообщается, особенно встревожены событиями Арабской весны.
Любой разговор о возможности отделения недовольных регионов напоминает китайцам о собственных беспокойных территориях — Тибете и Синьцзян-Уйгурском автономном округе.