Два крупных нефтеперерабатывающих завода Южной Кореи, SK Innovation и Hyundai Oilbank, приостановили поставки сланцевой нефти из США из-за повышенного содержания посторонних примесей — металлов и химикатов. Почему американское черное золото такое грязное и о новых проблемах сланцевых проектов — в нашем материале.
Что случилось
К концу прошлого года Южная Корея стала крупнейшим покупателем американской нефти, перевозимой по морю: в декабре поставки достигли в среднем 550 тысяч баррелей в день.
В январе-феврале два крупнейших южнокорейских НПЗ — Innovation и Hyundai Oilbank —получили очередную партию сырья с месторождения Eagle Ford на юге Техаса, но внезапно отказались от переработки этой нефти: химический анализ выявил запредельный уровень посторонних примесей.
Корейцы срочно перепродали сырье британской BP Plc, а еще одну партию перенаправили в Китай, нефтеперерабатывающей компании Sinochem Hongrun Petrochemical, менее требовательной к качеству черного золота.
Американцы провели расследование. Выяснилось, что главная причина загрязнения — нехватка трубопроводных мощностей для прокачки растущих объемов сланцевой нефти. Компаниям приходится использовать одни и те же магистральные трубопроводы и нефтехранилища для транспортировки всех сортов нефти подряд, отчего и возникают ненужные примеси.
Металлы и чистящие вещества
«Разные типы сырой нефти со сланцевых месторождений — от Техаса до Северной Дакоты — проходят один путь доставки. И собирают примеси, прежде чем оказаться в Азии — крупнейшем в мире регионе потребления нефти», — поясняет Bloomberg, отмечая, что для покупателей нестабильный химический состав черного золота стал «настоящей головной болью».
Как заявил Bloomberg представитель южнокорейской Hanwha Total Petrochemical Себастьян Барийе, в сырье, поступающем со сланцевых месторождений США, постоянно обнаруживаются металлы, химикаты, используемые для очистки нефтехранилищ, а также продукты окисления, способные резко ухудшить качество топлива, производимого из такого сырья.
Барийе подчеркнул, что по качеству американская нефть сейчас сильно уступает ближневосточной, которая проходит тот же путь транспортировки, но в ней гораздо меньше примесей, поскольку для прокачки каждого сорта, как правило, используется отдельный трубопровод.
Корейцы официально предупредили заокеанских поставщиков, что проконтролируют качество сланцевой нефти, прежде чем возобновить закупки. И вряд ли это случится в ближайшее время.
«Проблема в том, что в США развитие инфраструктуры, необходимой для связи месторождений с глубоководными портами, существенно отстает от экспорта», — констатировал Дэннис Саттон, исполнительный директор Ассоциации качества сырой нефти.
Техасская «резня» сланцевиков
Впрочем, как отметили в Hanwha Total, несмотря на проблемы с загрязнением, полностью отказываться от американского сырья Сеул не собирается. Эти поставки приобрели для корейцев жизненно важное значение после введения Вашингтоном санкций против Тегерана.
Другое дело, что в способности американских сланцевых компаний удовлетворить весь спрос, возникают большие сомнения. Тем более что масштабный пожар, вспыхнувший 18 марта на нефтеперерабатывающем заводе в Техасе, уже вызвал перебои с поставками — власти штата перекрыли Хьюстонский судоходный канал, заперев 60 танкеров с нефтью.
«Пожар привел не только к сокращению экспорта — снизились и объемы переработки нефти, поскольку НПЗ не могут ни получать нефть, ни отгружать нефтепродукты», — отметили аналитики Societe Generale.
Эксперты уверены: чтобы прийти в норму, американскому нефтяному экспорту потребуется не менее нескольких недель, а тем временем черное золото на внутреннем рынке продолжит дешеветь.
Уже сейчас страдающим от падения цен сланцевикам приходится сокращать расходы, сталкиваясь при этом с острой нехваткой инвестиций: десять лет этот рынок приносит одни убытки, не оправдывая надежд инвесторов. В 2018-м в отрасль вложили вдвое меньше, чем в 2016-м. А по сравнению с 2012-м инвестиции и вовсе сократились на две трети.
С конца прошлого года все ведущие игроки сланцевой отрасли живут в режиме жесткой экономии, урезав бюджеты, — впервые за несколько лет. Крупные добывающие компании Centennial Resource Development, Diamondback Energy и Parsley Energy сократили планируемые расходы примерно на 15 процентов. Всего же минимизацию затрат анонсировали более десятка производителей.
Аналитики Barclays предупреждают: теперь, когда добыча нефти в США достигла рекордного уровня — почти 12 миллионов баррелей в день, отрасль уперлась в потолок. Дальше наращивать производство просто невозможно.