В повестке не только сокращение торговли но и закрытие Ормузского пролива
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Так, 22 апреля Президент США объявил, что принял решение не продлевать режим санкционных исключений для покупателей иранской нефти: со 2 мая будут отменены поблажки для всех импортеров «черного золота» из Ирана. Речь о восьми государствах (Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция), которых сразу не коснулся осенний запрет Вашингтона на сделки с иранской нефтью, им американские власти предоставили полугодовую отсрочку.
На этой новости нефть начала уверенно дорожать – цена барреля эталонного сорта Brent, прибавив за несколько дней $2-3, протестировала уровень $75 – это максимум с ноября 2018 года. Правда, уже 26 апреля «бочка» подешевела за биржевую сессию почти на 3,5%.
Поводом для столь заметной коррекции стало очередное заявление Дональда Трамп о том, что Саудовская Аравия согласилась поднять добычу нефти. «Говорил с Саудовской Аравией и другими о расширении потоков нефти. Все согласны», - написал американский лидер в соцсети Twitter.
Насколько объективно это заявление Трампа, подразумевающее крах сделки ОПЕК и России по ограничению добычи – вопрос. Президент России Владимир Путин сразу опроверг заявленный Трампом развал сделки ОПЕК+. «У России нет информации о том, что Саудовская Аравия или какая-либо другая страна собирается выйти из соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти», - заявил российский лидер на пресс-конференции по итогам визита в Китай.
Путин счел маловероятным, что Саудовская Аравия вышла бы из сделки в одностороннем порядке, «поскольку она является инициатором этих договоренностей и привлечения к ним России».Но спекулянты главу США услышали, и котировки на нефть скорректировались вниз.
Иран же не готов сдаваться, он активен в поиске обхода ограничений, накладываемых США. Прорабатываются серьезные планы «маскировать» танкеры, использовать альтернативные SWIFT (страна отключена от SWIFT) системы международных расчетов с контрагентами. Покупатели тоже встревожены. Например, Китай, ключевой импортер иранской нефти, уже заявил протест на санкционные действия Вашингтона. Как заявил на брифинге официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан, действия США ведут к росту напряженности на Ближнем Востоке и волатильности на международном энергетическом рынке. «Мы призываем США проявить ответственность, играть конструктивную роль, а не наоборот. Китайская сторона уже сделала США представление в связи с этим», - заключил он.
Но главное, что вопрос перекрытия Ираном Ормузского пролива для прохода танкеров с нефтью теперь стоит особенно остро. Командование военно-морскими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитное иранское военно-политическое формирование), снова подтвердило свою готовность ограничить навигацию нефтеналивных судов и газовозов в проливе. И если это случится, то цена «бочки» резко вырастет из-за блокировки ежесуточного трафика «черного золота» по этому маршруту. Мощность «артерии» составляет около 20% мирового оборота нефти.
США в ответ могут только усугубить проблему, начав силовую операцию по устранению иранского барьера. Вероятность возникновения военного конфликта в Персидском заливе поднимает ставки на нефть еще выше – цена барреля может легко превысить уровень $100 за баррель.
Вопрос в том, как стремительно будет развиваться ситуация и насколько решительны будут стороны конфликта в переходе от вербальных интервенций к практической реализации заявленных военных планов в Персидском заливе.
Кроме того, ужесточение санкций США в отношении нефтеэкспортных сделок Ирана, по сути упрощает задачи ОПЕК+. Ограничения в рамках хода сделки ОПЕК+ из-за санкционного выбывания с рынка объемов иранского предложения «черного золота», в «компенсационных» целях могут быть сняты досрочно. А актуальность продления сделки ОПЕК+ на второе полугодие 2019 года вроде как отпадет.