Договоренности России и трех стран ОПЕК пока не изменили ситуацию на рынке нефти
В минувший вторник представители России и трех стран –членов ОПЕК – Саудовской Аравии, Венесуэлы и Катара – договорились о замораживании среднего объема добычи в 2016 году на уровне января 2016 года. Рынок, ожидавший более жестких и конкретных решений, отреагировал на эти новости довольно скептически – хотя бы потому, что в силу достигнутая договоренность может вступить, только если к ней присоединятся все страны ОПЕК, а желательно и все производители нефти в мире.
Эксперты считают, что подобный глобальный сговор в современном мире невозможен.Фото: EPA
Очевидно, что рынок не слишком приободрила новость о заморозке объемов на уровне января 2016 года – все ждали договоренностей о снижении квот. Хотя бы потому, что в январе текущего года добыча стран – участников встречи находилась на максимумах. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), Россия в первый месяц года добывала порядка 10,9 млн. баррелей в день, что является абсолютным рекордом для страны за все постсоветское время. Саудовская Аравия отставала не слишком далеко и добывала 10,2 млн. баррелей в день.
Как уточнил по итогам дохийской встречи министр энергетики РФ Александр Новак, реализация соглашения произойдет в том случае, если к инициативе присоединятся другие производители «черного золота». А среди них пока единства не просматривается. Если Ирак, Кувейт и ОАЭ официально объявили о готовности присоединиться к заморозке добычи на нынешнем уровне, то Иран сразу же заявил, что не видит для себя в этом целесообразности. По словам представителя Тегерана в ОПЕК Мехди Асали, другие страны картеля наращивали добычу все то время, пока Иран находился под санкциями Запада, а потому в настоящий момент, когда санкции отменены, он не намерен упускать возможность и собирается наращивать собственную добычу.
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в беседе с «НИ» отметил, что никакой реальной силы эти встречи не имеют. «Уже который год страны – члены ОПЕК не могут достичь договоренностей даже в рамках картеля, нарушая собственные договоренности по квотам. Чего же ожидать на международном уровне? Все эти встречи и заявления больше похожи на попытку подстегнуть рынок, дав спекулянтам новый повод для каких-то активных действий», – считает эксперт.
«ОПЕК давно потеряла роль регулятора цен и не может работать как манипулятор добычи и экспорта, – рассказал «НИ» партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Все страны картеля, как правило, играют каждый сам за себя».
Между тем в среду, на следующий день после встречи в Дохе, нефтяной рынок пусть и медленно, но рос. Так, апрельские фьючерсы на нефть Brent выросли на 0,9% – до 32,47 доллара за баррель, а стоимость эталонной американской нефти WTI – на 0,4% – до 29,16 доллара за баррель. Возможно, этот рост символизирует некоторую надежду на результаты встречи министра нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино с представителями Ирана, которая должна была пройти вчера после подписания этого номера «НИ». По некоторым утечкам, Ирану на ней предлагались эксклюзивные условия участия в соглашении.
Впрочем, мало кто из специалистов верит в реальность какого-то глобального нефтяного сговора ради роста цен. «Переломить ситуацию на рынке сможет только реальное изменение фундаментальных характеристик рынка, то есть требуется, чтобы избыточное предложение в 1,5–2 млн. баррелей в день как-то нивелировалось, – сказал Александр Пасечник. – Но в настоящий момент производители не могут этого добиться, поэтому остается ожидать естественного циклического изменения в экономике».