Решение стран ОПЕК ограничить экспорт нефти в США, намеченное после июльского совещания Комитета мониторинга венских соглашений о сокращении добычи, нанесло серьезный удар по американской нефтепереработке. Такого мнения придерживаются аналитики международного рейтингового агентства Fitch Ratings. Эксперты утверждают, что рентабельность большинства НПЗ США резко снизилась из-за внезапного дефицита и, как следствие, подорожания тяжелой нефти.
Аналитики Fitch обратили внимание, что ОПЕК сократила экспорт прежде всего более дешевых, тяжелых сортов нефти с высоким содержанием серы. Из-за этого в США существенно сузилась разница (спред) между ценами на легкую и тяжелую нефть. Как результат, маржа НПЗ, расположенных на побережье Мексиканского залива, во втором квартале снизилась.
Находящиеся на юге США заводы таких серьезных компаний, как Valero Energy, Citgo и Phillips 66, больше заточены под сернистую нефть. У них достаточно мощностей для ее переработки, и основную выгоду они получают в период широкого спреда между ценами на относительно легкую американскую нефть WTI и более дешевую тяжелую канадскую нефть WCS. Так вот, отметили эксперты Fitch, во втором квартале средний спред сузился с исторических 15 до 9,8 доллара за баррель. В относительных цифрах разница в цене WTI и WCS теперь составляет примерно 20% против обычных 25%.
Вместе с тем сужение спреда сыграло на руку канадским экспортерам тяжелой нефти. Для них сейчас наступило самое благодатное время. Так, маржа компаний, добывающих нефть в битуминозных песках Альберты, например Cenovus Energy или MEG, во втором квартале 2017-го увеличилась.
В агентстве Fitch не думают, что столь маленький спред будет долго мучить американский рынок. Скоро должна вырасти добыча в канадских нефтеносных песках. В этом году в Альберте будет запущен проект Fort Hills, производственный потенциал которого составит 194 тыс баррелей в день, что серьезно увеличит предложение тяжелой нефти.
Однако проблема доставки этого сырья до НПЗ в США тесно увязана с расширением пропускной способности канадско-американских нефтепроводов. В частности, многострадального строящегося Dakota Access, чья судьба определится нынешней осенью. Кто возьмет верх – администрация президента Трампа или активисты-экологи и местные индейцы – далеко не ясно.
Напомним, ОПЕК решила этим летом урезать поставки нефти в США, желая содействовать снижению избыточных нефтяных запасов в стране. Лидер картеля Саудовская Аравия после июльского совещания участников венской сделки ОПЕК+ в Санкт-Петербурге призвал своих собратьев обратить особое внимание не только на показатели добычи, но и на экспорт, который непосредственно задает объем глобального предложения нефти. Вслед за саудитами согласились снизить экспорт ОАЭ и Кувейт.
Близок к этому и еще один серьезный игрок в ОПЕК – Венесуэла – страна с крупнейшими в мире запасами тяжелой нефти. Пока Вашингтон думает, не ограничить ли импорт венесуэльской нефти из-за происходящих в стране внутриполитических событий, Каракас сам снизил объем экспорта в США. Госкорпорация PDVSA решилаперенаправить часть объемов сырья, предназначенного своей американской “дочке” Citgo, в адрес “Роснефти”.
Вообще, введение санкций против Венесуэлы невыгодно США. Американские НПЗ – главные покупатели венесуэльской высокосернистой нефти. Если Белый дом все же решит заблокировать импорт сырья из ведущей южноамериканской нефтяной державы, североамериканским переработчикам придется снова искать тяжелую нефть в Мексиканском заливе. А это, учитывая себестоимость ее добычи, с большой вероятностью еще сильнее сузит спред между легкими и тяжелыми сортами на рынке США. :///