Еврокомиссия дала зелёный свет проекту «Северный поток — 2» и заявила, что не будет чинить юридических препятствий, пишет Dagens Industri.
«Нам не нравится «Северный поток — 2» по политическим причинам. Но, несмотря на это, у комиссии нет никаких юридических причин выступать против него», — сообщила в интервью Dagens Industri представитель Еврокомиссии по вопросам энергетики Анна-Кайса Итконен.
Заместитель главы внешнеэкономического департамента «Газпрома» Дмитрий Хандога считает, что перед проектом не осталось никаких преград, однако в дальнейшем предстоит много работы. Например, надо будет получить разрешения и одобрения от национальных госучреждений, сообщает газета.
Долгое время новое газовое окно в Европу было приоритетом «Газпрома». Однако стремление провести этот трубопровод столкнулось с сильным сопротивлением — больше политическим, нежели экономическим, отмечает издание. Кроме того, из страха потерять доход от транзита против проекта выступили страны Балтии и Восточной Европы.+
«Российская сторона также хочет удалить украинскую переменную из европейского энергетического уравнения и надолго пришвартоваться к Европе как к важному экспортному рынку, — считает Мартин Краг из Шведского внешнеполитического института. — Такие приоритеты поставило перед собой российское политическое руководство».
В конце 2014 года из-за сопротивления Еврокомиссии провалился проект «Южный поток», в соответствии с которым газопровод должен был идти по дну Черного моря. Однако теперь, похоже, для российского газового гиганта на Балтийском море открылись все двери, пишет Dagens Industri.
«Некоторые страны и компании совсем не против прокладки нового трубопровода. Это не только «Газпром», но также и компании в Германии, Голландии и ряде других стран, — отмечает Мартин Краг. — В течение следующих 20 лет добыча газа в Европе будет снижена вдвое, так что, похоже, («Северный поток — 2». — RT) экономически необходим».
«Также это важный вопрос для Польши и стран Балтии. Они сильно зависят от российского газа, и «Северным потоком — 2» эту проблему не решишь», — отмечает доцент Хлоя Ле Кок из Стокгольмского института переходной экономики.
Учёный также указывает на преимущества «Северного потока — 2», в частности на возможность диверсифицировать транспортные газовые магистрали в Европу, сообщает издание.
«Покупка российского газа — это не долгосрочное обязательство. То, что Еврокомиссия открыто об этом говорит, мне кажется рациональным, — добавила она. — Я не понимаю, почему все так нервничают. Ведь хорошо иметь альтернативу».
Тем не менее Еврокомиссия стремится предотвратить возможный «юридический вакуум» вокруг газопровода и надеется, что ей удастся подписать с Россией договор, в который будут включены положения энергетической политики ЕС, отмечает газета.