Данный текст призван успокоить наиболее впечатлительных наших граждан, весьма далеких от рынка нефти и всего, что с нею связано, но каждое утро с конца ноября начинающих свой день не с привычной чашки кофе, а с проверок котировок стоимости барреля нефти марки «Брент» на торгах ICE Futures Europe (биржи, на которую приходится около 50% мирового оборота фьючерсами на нефть и нефтепродукты).
Биржи, где, собственно, и торгуется северо-европейская эталонная марка «Брент», к которой привязана и российская нефть марки «Юралс». И хотя они в этом ничего не понимают, но по телевизору им сказали, что на бирже случился беспрецедентный по скорости и силе обвал котировок, и мы в ноябре поймали дно, которое не ловили с октября 2017 года. И теперь они, судорожно заламывая руки, с криками: «Все пропало, шеф! Гипс снимают! Клиент уезжает!», штурмуют обменники в надежде увидеть там 100500 рублей за один американский доллар. Но почему-то видят там все те же 66-68 руб за одну зелененькую бумажку с ликом первого президента Америки. После чего одним клиентом психиатрической больницы становится больше.
Это те самые граждане, которые в декабре 2014-го уже пугали друг друга и продавцов криками: «Всё пропало, шеф!» и «За мной не занимать!», сбивая копыта в кровь, в поисках в начале дешевого доллара, а потом не найдя такового, в приступе отчаяния обносящие прилавки всех магазинов электроники, ювелирных и меховых бутиков, а также автосалонов, включая и торгующие эксклюзивными спорткарами. Видимо тогда собственная печальная история их ничему так и не научила. Что они потом делали с накупленными впрок плазменными панелями и стиральными машинами, когда доллар вернулся на прежнюю отметку, я не знаю? И вот теперь опять по новой?
Я хочу успокоить их и всех остальных, которые не так пристально следят за рынком нефти – ничего страшного не произошло, все под контролем, все в пределах допусков. Да, случился обвал котировок и нефть марки «Брент» за два месяца упала почти на треть (на 31,3%) - с 86 до 59 дол/бар. Ну и что? Бывало и хуже! Мы видели в январе 2016-го уже и 27 дол/бар, и ничего – выжили. Так нам ли быть в печали? Пусть американцы переживают – у них себестоимость их сланцевой нефти колеблется в пределах от 29 до 39 дол/бар, и это на самых рентабельных месторождениях, а есть месторождения, где себестоимость превышает 50-60 и более дол/бар, для них снижение цены смерти подобно. Хотя Трамп и призывает к снижению цен, но поверьте, он лукавит. По крайней мере, он говорит одно, а делает другое – санкции против Ирана, объявленные им, приведут совершенно к обратному. И даже риторика его по делу Хашогги этому способствует, несмотря на то, что Трамп вряд ли будет предпринимать действия против саудитов, но занесённый над ними меч уже начал влиять на цену нефти.
Все дело в том, что нефтяной рынок очень волатилен, он мгновенно реагирует на всякие инфо-поводы падением-взлетом котировок, некоторые особо впечатлительные люди ведутся, потому что не понимают его механизма, а если им объяснить все доходчиво, то поймут, что нам (РФ), вообще, волноваться нечего - мы в любом случае в плюсах. Многие думают, что нефтяной бизнес очень сложен, что-то типа высшей математики или квантовой физики, а там реально все просто. Число участников рынка ограничено, крайне мало и всем давно известно, (там только крупные нефтедобывающие страны числом чуть больше 10, остальные 40 массовка, которая добывает нефть только для себя и внемлет старшим, и Россия среди последних трех, порадуемся за нее!). Нолики только большие, но и они подчиняются простым правилам рынка: много нефти - цена падает, мало - растет. Все упирается в себестоимость: у саудитов она 3 дол/бар, у нас 5-7, (вместе с налогами 21-23), а у пиндосов, заваливших сейчас собственный рынок собственной же сланцевой нефтью, (из-за чего избыток саудовской уже некуда девать), точка безубыточности пяти самых рентабельных сланцевых месторождений от 29 до 39 дол/бар. Для остальных разрабатываемых месторождений цена даже в 45 дол/бар - полный финиш! За счет хеджирования (страхования рисков, перекредитовки) можно протянуть еще полгода, дальше - труба! И конец императору тайги, точнее новому королю, взошедшему недавно на нефтяной трон и обогнавшему по объемам добычи за счет сланцевой революции даже таких корифеев рынка, как КСА (Королевство Саудовской Аравии) и РФ. Я про Дональда Ибрагимовича нашего любимого сотоварищи сейчас говорю, который, воспользовавшись успехами собственной сланцевой нефтянки, и снятому при нем запрету на экспорт нефти, существовавшему до этого в США с 1975 года, принялся тарить не только внутренний рынок собственной нефтью, но и начал поставлять ее избыток на экспорт. Да так активно, что США в декабре 2018 впервые с 1973 года стали нетто-экспортером нефти и нефтепродуктов (в последний раз экспорт нефти из США превышал импорт в 1973 году, тогда, собственно, Минэнерго впервые и начало вести соответствующую статистику). Правда, по мнению экспертов, возвращение страны к чистому экспорту будет кратковременным, поскольку Соединенные Штаты являются одними из основных потребителей энергоресурсов в мире (США сжирают 22 млн баррелей в сутки и их аппетиты продолжают только расти). Ну, про нашего героя, Царя нефтяной горы, и его проблемах я расскажу несколько ниже.
Рынок углеводородов, как не покажется это кому-нибудь странным, гораздо проще, чем рынок каких-нибудь там FMCG, да не обидеть здесь никого из присутствующих. Поверьте это человеку, потерявшего на втором из указанных, последние 20 лет жизни. Все игроки данного террариума давно всем известны, и чужаков они привыкли рассматривать не иначе как сквозь прицел пулемета, виртуального, конечно, но стреляющего, тем не менее, без промахов. Величие сим господам, оттирающим стены ОПЕК, вместе с господами, не вошедшими в эту богоугодную организацию (ОПЕК+), придают только бешеные суммы с девятью нулями, вращающиеся там. Но нефтяной рынок, как и любые другие, подчиняется все тем же законам экономики, и спрос там определяет предложение, а отнюдь не наоборот. Никакой телеге еще не удавалось ехать впереди лошади и оттого, что эта лошадь ест не овес, а нефть – ничего не меняется. Война на этом рынке идет за спрос, т.е. другими словами, за рынки сбыта.
И вот представьте себе, что на этом рынке завелся чужак, который ведет себя, как кукушонок, подброшенный в гнездо, выбрасывая всех остальных. Мало того, что он распечатал собственные нефтяные поля и стал отбирать хлеб у тех, кто до этого поставлял туда свою нефть (это камень в сторону нефтяных шейхов), так он еще и начал качать права и пытаться остальным диктовать условия ценообразования. А это уже наглёж! Ведь до этого этим занимались только избранные мира сего, закрытый клуб ОПЕК, куда входит только 15 стран экспортеров нефти, контролирующих 2/3 мировых запасов и 40% добычи нефти (у ОПЕК+, куда вошли еще и некоторые страны, не являющиеся членами ОПЕК, в том числе и РФ, последняя цифра достигла уже 60%). И вот этим уважаемым людям какой-то зарвавшийся ковбой пытается диктовать условия? И самое смешное, что у него это получается. Это же только дурачок-Обама смеялся над нами, называя нас бензоколонкой Европы, умный Трамп быстро смекнул, что это же золотое дно. На фиг ему, как тому Кощею над златом чахнуть, когда научно-техническая революция и технологический прогресс скоро превратят нефть в рудимент эпохи. Что ему тогда со своей нефтью делать? На хлеб ее, что ли намазывать? И ну давай всех расталкивать, влезая на рынок избранных мира сего. Я, мол, тоже хочу стать бензоколонкой Европы, ну хотя бы для начала Азии, а ну-ка, ребята, подвиньтесь! Избранные так посмотрели на него, и говорят: «Парень, ты кто такой? Ты вначале бензоколонкой Штатов хотя бы стань!». А надо сказать, что Трамп сидит на растяжке, поскольку для собственных нужд импортирует тяжелые сорта нефти, а продает легкую сланцевую (и только сейчас стал продавать больше, чем покупает, и то не надолго – слово «нетто-экспортер» означает именно это). Растяжка заключается в том, что Трампу нужна для себя дешевая нефть и дорогая на экспорт. А так не бывает! Цена одна! Значит, будет высокая. И клуб избранных ОПЕК+ в Вене (своими декабрьскими решениями о снижении совокупной добычи на 1,2 млн баррелей в сутки) только подтвердил это. Что у нас бывает, когда спрос превышает предложение? Правильно, цена растет! Просто растет медленно в силу инерционности всего нефтяного механизма (это вам не кран на кухне перекрыть!). И Трамп тоже это прекрасно понимает, просто говорит одно, а делает другое. А зачем он тогда блокирует Иран и загоняет его под санкции, препятствующими поставкам иранских энергоносителей на мировой рынок (санкции начнут действовать в апреле 2019)? От этого цена только растет!
Но оставим нашего ковбоя с его раздвоением личности психиатру, а сами рассмотрим вопрос его взаимоотношений с ОПЕК. Эта богоугодная организация со штаб-квартирой в Вене, образованная в сентябре 1960, как ближневосточный ответ транснациональному картелю «Семи сестер» (Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum) в их попытке монопольно диктовать цены на нефтяном рынке, рискует не дожить до своего 60-летия в 2020 году. И я тут совсем не шучу. Дни доминирования ОПЕК в буквальном смысле сочтены. Счет пошел на минуты! Все, кто думал, что наш Повелитель Бешенных Томагавков, зайдя на нефтяной рынок, будет мириться с тем, что какие-то ближневосточные бедуины, до сих пор ходящие в пижамах и сандалиях на босу ногу, будут диктовать ему, белому человеку, правила игры, то тот глубоко ошибался. Не на того напали! Плохо вы, наверное, нашего Дональда Ибрагимовича знаете. Нет, он не собирается никого уговаривать и даже шарахнуть по ним крылатыми ракетами, как он шарахнул по «животному-Асаду» (с), он не собирается. Нет, он же не варвар в конце то концов. Трамп решил этот вопрос красивее, в юридической плоскости, просто помножив всю эту «шарашкину контору» на ноль. Для чего в американском Конгрессе уже начата подготовка антикартельного законодательства, названного NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act – оцените юмор американских конгрессменов, одно название чего стоит!). В случае его принятия внутренние американские суды получат право выносить решения по антимонопольным искам в адрес стран - членов ОПЕК и других государств за участие в картельном сговоре на рынке нефти. А картельный сговор – это очень плохо! С точки зрения американского законодательства по тяжести он приравнен к неуплате налогов. А это самое тяжкое в Америке экономическое преступление. За него и расстрел в отдельных штатах могут впаять.
Учитывая, что ОПЕК с самого начала своего образования являлся картелем в кристально чистом виде, то совсем нетрудно догадаться, как будут развиваться события после принятия законопроекта. Иск «пострадавшего». Судебный вердикт. Персональные санкции, включая блокировку капиталов, штрафы и даже отключение от SWIFT. Если последнее сработало с Ираном, то почему не сработает с нефтяными шейхами? А у арабских стран даже собственной замены системе межбанковского обмена информацией нет (а у России и Китая уже есть, ЕС разрабатывает, можем дать попользоваться, если что). В случае роспуска ОПЕК (без разницы, добровольного или принудительного) власти США смогут прогнуть любого экспортера персонально, что сделает рынок слабо предсказуемым и критично зависимым от внешней и внутренней политики Вашингтона. Прочие производители, как и потребители, в итоге точно проиграют, что наглядно доказано примером Ирана и ЕС. Тем самым сегодня запускается пока слабо предсказуемый, но уже безвозвратный процесс окончательного раздела еще недавно общей единой мировой экономики. Прежде всего, с разделом по линии финансов в банковской системе.
Видите, как все оказывается просто. Была «шарашкина контора» ОПЕК и всё – нет ее! Трамп, завалив в гости к нефтяным шейхам, ведет себя в их халабуде, как слон в посудной лавке, одним неловким (а точнее ловким) движением разнося ее к чертовой матери (извините за мой плохой английский). Или, как говорят в кругах просвещенной интеллигенции, был ОПЕК – и нет ОПЕК, добро пожаловать в обновленную реальность! Таким образом, перед членами Картеля реально замаячила перспектива сдаваться на милость США, которые непременно начнут их откровенно грабить, как сейчас саудитов, или искать возможность переходить в чью-нибудь «альтернативную» финансовую юрисдикцию «без США». И тут мы с Вовой Путиным в белых смокингах и своей альтернативой СВИФТ: Давайте, ребята, переходить в расчетах за нефть на рубли! В принципе, мы и без вас можем обойтись, нам хватит и КСА. Вдвоем, РФ и КСА уже сейчас, откручивая или закручивая нефтяной краник, могут монопольно диктовать цены на нефть (на их долю по состоянию на 2018 год приходится совокупно почти 30% мировой нефтедобычи). Вы все помните знаменитое «пацанское» рукопожатие ВВП и саудовского наследного принца на 13-ом саммите G-20. И помните при этом лицо Трампа. Дональд Ибрагимович все делает для того, чтобы наши интересы совпали. Как и с КНР, кстати. Согласитесь, что если бы Трампа не было, его стоило бы придумать. Зачетный пацан!
А вы еще переживаете о ценах на нефть. Господи, да какие захотим с саудовским принцем, такие цены и будут. Сейчас нас устроит и 65-70 дол/бар на 2019 год. Заметьте, венское соглашение от 7 декабря 2018 года ОПЕК+ (15 стран ОПЕК плюс еще 10 стран, не входящих в нее, в том числе и РФ) о сокращении добычи на 1,2 млн бар/сутки еще не начало действовать (оно вступает в силу только с января и продлится полгода с возможной пролонгацией), а цена на нефть уже подмерзла на отметке 60 дол/бар с трендом вверх. Господи, да нам ли быть в печали? Вон, пусть Дональд Ибрагимович переживает, дай Бог ему здоровья! (Как нам все-таки повезло с 45-м президентом Америки, не зря вложились в его раскрутку!). Все будет хорошо!