Почему топливо может подорожать более чем на 10 процентов
Российские автолюбители не извлекли никаких выгод из падения стоимости барреля. Бензин по-прежнему дорожает, хотя и не так, как раньше. Впрочем, уже в этом году топливо может резко прибавить в цене — из-за намерения России скоординировать экспортную политику с ОПЕК.
Президент «Лукойла» Вагит Алекперов считает, что бензин в наступившем году подорожает на 10 процентов. «Сегодня влияние цены на нефть совершенно несущественно для цены топлива», — заявил бизнесмен в интервью телеканалу «Россия 24». Зато, по словам Алекперова, сказываются акцизы и инфляция.
По подсчетам отраслевых аналитиков, около 9 рублей в стоимости литра бензина — вклад налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акциза. Плюс к тому — тарифы на транспортировку сырья и энергозатраты НПЗ. То есть в конечном счете, нефтяники зависят от «прейскуранта» естественных монополий. А тот, в свою очередь, индексируется по инфляции.
Поэтому пока на нью-йоркской товарной бирже фьючерсы на бензин падают до 7-летнего минимума — 1 доллар за галлон, для России достижение, что топливо здесь стоит всего в 1,5 раза дороже. Но отечественные автомобилисты могут лишиться даже этого повода для сдержанной радости, если Россия решит координировать добычу нефти с ОПЕК.
Вице-премьер Юрий Трутнев на заседании правительства отчитался о консультациях с представителями других стран-нефтяных экспортеров в рамках Давосского форума. Министр энергетики Александр Новак подтверждает готовность России принять участие в февральском саммите ОПЕК. «Мы увидели некоторую гибкость среди наших братьев в Саудовской Аравии и перемену тона в России. Это нужно довести до конца, и мы должны услышать конкретные предложения со всех сторон», — сообщает министр нефтяной промышленности Ирака Адель Абдель Махди. Чиновники даже называют конкретные цифры — якобы Эр-Рияд предложил Москве, наряду с другими экспортерами, сократить добычу нефти на 5 процентов.
Символичен и пассаж Владимира Путина о перепроизводстве нефти в результате замедления китайской экономики. Именно этот фактор президент обозначил как «одну из причин сегодняшних сложностей», выступая в понедельник на форуме ОНФ.
Сокращение объемов российского нефтяного экспорта может поддержать баррель в перспективе, но в данный момент рискует еще больше усугубить ситуацию с бюджетом. Увеличение НДПИ и акцизов на бензин — вполне предсказуемый альтернативный способ пополнения казны. Благо налоги на топливо с аналогичной целью повышают сегодня даже страны вроде Великобритании, Франции или Нидерландов, которые никак не заподозришь в сырьевой зависимости.
Поэтому слова вице-премьера Аркадия Дворковича об «ускорении завершения налогового маневра» ввергли нефтяников в уныние. «Самое активное предложение — оставьте отрасль в покое», — признался президент «Башнефти» Александр Корсик по итогам встречи руководителей нефтяных компаний с Александром Новаком.
В этом плане бензиновые прогнозы Вагита Алекперова могут стать дополнительным аргументом в торге отраслевых лоббистов с правительством. Макроэкономические и социальные издержки, связанные с подорожанием топлива внутри страны, сложно переоценить. Неслучайно Аркадий Дворкович, говоря о ценах на бензин, подчеркивает: «Мы надеемся, что это будут не двухзначные значения, а меньше. То есть мы надеемся, что будет меньше 10 процентов».
Но смогут ли нефтяники оправдать надежды кабмина при увеличении налогов? Ведь тогда производителям придется перекладывать возросшие фискальные затраты на потребителей.
Допустим, правительство откажется от идеи повышения акцизов и НДПИ, несмотря на сокращение экспортных доходов. Значит, для пополнения бюджета не избежать более глубокой девальвации. А инфраструктуру поддерживать и модернизировать не за счет субсидий, а исключительно за счет тарифов.
Все это непременно подстегнет инфляцию. И как следствие — ценники на АЗС. А они, в свою очередь, послужат драйвером для дальнейшего удорожания потребительских товаров.