Запасы газа в европейских подземных газохранилищах сократились до трехлетнего минимума и составили 49,5 млрд. кубометров. Такие данные приводит платформа Gas Infrastructure Europe (GIE). Если же рассматривать эту цифру в процентном значении, то уровень газа в европейских ПГХ самый низкий за текущее десятилетие — заполнено 48,92% от общих объемов хранилищ.
В Германии, которая остается главным газовым рынком Европы, тенденции такие же — 48,97% и 11,274 млрд. куб. м активного газа. Усиленное потребление газа связано как с холодной погодой в Европе, так и с закрытием ряда угольных электростанций в Великобритании.Повышенный расход газа из ПГХ не только делает поставки энергоносителей извне более значимыми, но и создает дополнительный отложенный спрос на лето. Это традиционный сезон закачки газа в подземные хранилища, когда необходимо восстанавливать объемы на будущую зиму.
В то же время, снижение запасов газа приводит к росту цен на «голубое топливо» на спотовых рынках. В конце прошлой недели на британской площадке NBP котировки выросли до 244 долл. за тыс. куб. м, а на европейских хабах цены поднялись до 226−230 долл. Вместе с тем, расценки январских контрактов «Газпрома», по данным ФАС, составляют менее 200 долл. за тысячу кубов.
Все это делает поставки российского газа в Европу еще более востребованными. Несмотря на санкции и общее охлаждение отношений, в 2016 году экспорт российского «голубого топлива» в Европу превысил показатели предыдущего года на 12,5%. В новом году рост продолжился. По данным «Газпрома», с 1 по 15 января рост поставок составил 1,9 млрд. кубометров газа, что на 25,5% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Всего за полмесяца в Европу было поставлено 9,2 млрд. кубометров газа.
В начале января председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер рассказал, что компания установила новый абсолютный рекорд экспорта газа в страны дальнего зарубежья, экспортировав 179 млрд. куб. м. газа в Европу и Турцию. «Такого не было ни во времена Советского Союза, ни во времена современной России», — заявилАлексей Миллер.
Судя по статистике из европейских ПГХ, у этой тенденции есть все шансы продолжиться в текущем году. Хотя руководство Евросоюза постоянно говорит о необходимости диверсификации поставок энергоносителей и развития альтернативных источников энергии, доля «Газпрома» на европейском рынке только увеличилась — с 31% в 2015 до 34% в 2016 году.
Не исключено, что рост потребления газа изменит позицию руководства Европейского союза к строительству газопровода «Северный поток-2», которое до сих пор вызывает протесты ряда стран, например, Польши. Брюссель также демонстрирует к проекту настороженное отношение, а Европарламент в конце года принял резолюцию, правда, необязательную к исполнению, в которой признал «Северный поток-2» не соответствующим интересам ЕС.
Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин считает, что холодная зима, рост потребления и ненадежность такого транзитера, как Украина, могут изменить мнение европейских политиков.
— Европейские ПХГ перед началом зимы были заполнены достаточно серьезно. Компании пытались закупить больше газа на низких ценах, понимая, что дальше они будут расти. Но эта зима выдалась холоднее, чем предыдущие, на этом фоне начался серьезный отбор. 48,9% для января — это не катастрофический показатель, но если сравнивать его с предыдущими зимами, он ниже.
Погодный фактор привел и к повышению спроса на европейском рынке. А раз высок спрос, газ нужно где-то брать. Но ситуация такова, что Норвегия не может так быстро наращивать производство, как раньше. Более того, речь идет о спаде производства. Поставки из Северной Африки тоже падают. Остаются только мощности СПГ, но они не так сильно росли последние годы.
На этом фоне российский газ, который располагает более чем существенными объемами и оказался очень привлекательным на рынке из-за того, что связан с упавшими ценами на нефть, пользуется спросом. Европейские компании старались скупить как можно больше российского газа, который доступен и дешев. Американский газ оказался менее привлекателен на данный момент. Поэтому «Газпром» и ставит рекорды по поставкам газа в Европу. Спасибо погоде и привлекательному ценовому уровню.
«СП»: — Это ведет к росту значимости газопровода «Северный поток»?
— Этот маршрут наиболее удобен для поставок в Северную Европу, он примерно на 2000 км короче, чем газопровод через Украину. Он также не зависит от тарифов, которые устанавливает Украина. Уже в декабре прошлого года «Северный поток» был загружен почти на 90%, а сегодня загрузка подобралась к 110% и превышает проектный уровень, благо, это позволяют технические возможности. Газопровод более чем востребован, значит, вполне закономерно говорить о «Северном потоке-2».
Но нужно понимать, что ситуация на европейском рынке будет меняться, и уже от политики «Газпрома» зависит, как сделать так, чтобы наш газ оставался привлекательным и в будущем.
«СП»: — Но у «Северного потока-2» много противников…
— Нужно понимать, что есть политики, которые продвигают свои идеи и говорят, что российской газ «плохо пахнет», и есть люди, который реально занимаются бизнесом и прекрасно понимают, на чем можно заработать и какой товар более экономически выгоден. Поэтому бизнес выступает за строительство «Северного потока-2».
Они понимают, что «Газпром» — это надежный партнер, который обеспечивает поставки по более чем комфортным ценам. К счастью, никаких ограничений на торговлю газом сегодня нет и не планируется. Поэтому компании работают и закупают российский газ к обоюдной выгоде.
«СП»: — И все же, какие перспективы у этого газопровода, с учетом политических реалий?
— Да, у «Северного потока-2» много противников, но факты показывают, что потребности в новых мощностях у Европы есть. Особенно на фоне приближающегося 2019 года, когда у нас заканчивается транзитный контракт с Украиной, и никто не знает, что будет дальше. В связи с этим альтернативные маршруты становятся более привлекательными, в том числе для европейцев.
Украинская труба хотя уже существует, нуждается в очень больших вложениях для того, чтобы поддерживать ее в надлежащем состоянии. Поэтому напрашивается вывод, что проще построить новую трубу, чем доводить до ума эту, да еще и с ненадежным транзитером.