На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Связанные одним газом: откажется ли Европа от российских энергоресурсов

В июле 15 стран Европы договорились ускорить строительство газовой инфраструктуры и диверсифицировать источники поставок газа. Наблюдатели расценили это буквально: Европа отказалась от российского газа, что больно ударит по отечественному бюджету.

10
 
0
 
1
 
9

 

связанные одним газом: откажется ли европа от российских энергоресурсов
 

 
Фото: Fotoimedia 

 

 

Пятнадцать европейских стран еще в июле в Хорватии договорились ускорить строительство недостающих элементов газовой инфраструктуры и диверсифицировать источники поставок газа.

В перспективе каждое государство должно иметь не менее трех независимых источников поставки газа, говорится в сообщении. Для этого было отобрано семь инфраструктурных проектов, которые надо завершить как можно скорее.

 

Сегодня поставки из России обеспечивают около 27% спроса на природный газ в ЕС. В общей сложности блок импортирует более половины потребляемого топлива. При этом вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович заострил внимание на том, что собственное производство в ЕС снижается, а это может привести к росту зависимости Европы от импорта. Поэтому диверсификация и должна повысить энергобезопасность региона.

 

Все пропало

 

На днях на событие в Хорватии обратил внимание политик Геннадий Гудков. В своем блоге он написал, что 15 европейских стран "подписали соглашение об отказе от российского газа". "Сказать, что это как серпом по одному месту – ничего не сказать", - прокомментировал Гудков, отметив, что для "Газпрома" европейский рынок сегодня основной, и компании, казалось бы, "молиться на Европу надо, облизывать и обхаживать, потому что так дорого, как Европа, у нас газ не покупает никто". Он подсчитал, что будущие потери монополии составят почти треть от всех европейских контрактов, а потеря валютной выручки превысит $17,7 млрд.

 

"Так плохо не было никогда за всю историю России. Даже во времена СССР, КПСС, "Холодной войны" и лагерного противостояния Запад наращивал закупки у нас газа и нефти. Такого не было даже в период военного вторжения СССР в Афганистан. Как же надо было постараться, чтобы за несколько лет поставить еще недавно крупнейшего экспортера газа в мире (!) на колени, а экономику самой богатой страны мира довести до столь тяжкого РУКОТВОРНОГО КРИЗИСА?!", - пишет Гудков. Он также отмечает, что примерно 50% нашего бюджета формируется за счет продажи нефти и газа, а эпоха дорогих углеводородов "приказала долго жить". По его мнению, сокращение валютной выручки "Газпрома" и падение доходов нефтяных компаний приведет к тому, что бюджет недополучит "многих сотен миллиардов", а и без того острый экономический кризис в стране только усугубится.

 

Альтернативы есть, но их как бы нет

 

Уже последние лет 15 Европа разрабатывает планы по снижению зависимости от российского газа, но пока сделать этого не получается, говорит RB.ru ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. Главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова обращает внимание, что заявленные проекты – это лишь проекты, то есть речи о полном исключении российского газа даже не идет. Пока что есть намерение "обезопасить" Грецию, Болгарию, Венгрию и Словению (совокупно потребляют российский газ на 10,5 млрд кубометров в год). "Для этого  Еврокомиссия одобрила, по сути, два источника поставок газа - через ТАР (Трансадриатический газопровод, поставки газа из Азербайджана) и СПГ через предполагаемый терминал в Хорватии. Предполагается строительство трех газопроводов-интерконнекторов из Греции в Болгарию и из Болгарию в Сербию, а также из Хорватии в Венгрию и Словению", - поясняет эксперт. Однако сейчас ТАР еще только проектируется, запуск запланирован на 2019 год, на первом этапе его мощность составит 10 млрд кубометров, и почти весь объем потребит Италия. Строительство СПГ-терминала в Хорватии обсуждается последние несколько лет, но работы по нему могут начаться не ранее следующего года, соответственно, еще несколько лет уйдет на строительство.

 

Среди других обсуждаемых поставщиков, помимо Азербайджана, Юшков называет Иран и Туркменистан. Но последний сейчас поставляет свой газ в Китай, который законтрактовал даже будущую добычу. Поэтому Европе Китай буквально может сказать: "На чужой каравай роток не разевай". С другой стороны, для поставок в Европу надо строить трубопровод через Каспий, а на это не даст разрешения ни одна прикаспийская страна, уверен Юшков. И в первую очередь против будет Иран. При этом выйдет ли сам Иран на европейский рынок – большой вопрос. Чтобы разработать достаточное количество месторождений и построить инфраструктуру, потребуется лет семь. И все это время Ирану надо быть очень прилежной страной, чтобы только что снятые санкции не были наложены вновь, а по этому поводу у Юшкова есть большие сомнения. Кроме того, у страны нет денег на инфраструктуру, а ни одно европейское государство заниматься финансированием не хочет. Так что Иран сейчас, скорее всего, будет поставлять газ в Пакистан - газопровод достраивается, с привлечением китайцев, которые рассчитывают с этого что-то получить.
 

Американцы в свою очередь призывают Европу закупать СПГ, но это дороже. По такому пути пошли Литва и Польша, рассказывает аналитик ФНЭБ. Литва начала покупать дорогой газ у Норвегии, и это уже негативно отражается на экономике страны. В Польше же заключили договор с Катаром, причем крайне выгодный для последнего: во-первых, очень высокая цена, во-вторых, есть обязательство по объемам (если Польша не выкупает газ, то Катар поставляет его в Азию, и если он продается со скидкой, то Польша компенсирует разницу), поясняет Юшков.
 

Аналитик ФНЭБ также обращает внимание, что сейчас падает добыча газа в самой Европе. Сокращает добычу Великобритания, Норвегия переживает не лучшие времена. Месторождения истощаются, и норвежцам надо разрабатывать новые, севернее, а эти проекты дорогие и сложные, поэтому при нынешних ценах на нефть за них вообще вряд ли кто-то возьмется, рассказывает эксперт. Кроме того, норвежцы активно сжижают газ и продают его в Азию, где цены в полтора раза выше, чем в Европе. Тем же занимается и Алжир – еще один крупный поставщик, говорит Юшков. Но в этой стране добыча не растет, а внутреннее потребление при этом увеличивается, что вообще ограничивает экспорт. "Вот и получается, что альтернативных поставщиков у Европы, по сути, нет", - говорит эксперт. Поэтому в качестве одной из мер Европа выбрала сокращение потребления газа и переход на другие источники энергии, например, уголь, а из-за этого фактически сорвалась экологическая программа.
 

Альтернатива российскому газу для европейских стран появится только через несколько лет в лучшем случае, считает аналитик Промсвязьбанка. "А к тому времени "Газпром" может, например, запустить "Турецкий поток" и расширить мощности "Северного потока". Также не стоит забывать и о Восточной газовой программе "Газпрома", - говорит Крылова.
 

Не стоит думать, что Россия и Европа связаны газом навсегда: до 2020 года решить вопрос замещения поставок из России вполне реально, считает директор Центра политических исследований Финансового университета Павел Салин. Полного отказа не произойдет, но переориентация будет. Политолог отмечает, что сегодня на энергетическом рынке наступило время покупателя, который и диктует свои условия. По его мнению, России надо готовиться к сокращению нефтегазовых доходов бюджета. "И у элит уже есть осознание, что бюджет будет со временем плохо наполняться за счет продажи энергоресурсов. Именно поэтому государство так стремительно в последнее время сбрасывает с себя социальные обязательства", - говорит Салин.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх