Арктика занимает почти 20% от общей площади РФ, это "основной резерв горнодобывающей и нефтегазовой промышленности", говорится в материалах Минприроды РФ. Но освоение Арктики – задача не из легких. Санкции Запада, низкие цены на нефть и геологические риски усложняют работу российских нефтяных компаний на арктическом шельфе. И все же отказываться от Арктики нельзя, считают эксперты.
Штурмом Арктику не взять
Начальные извлекаемые запасы углеводородов в Арктике могут составить около 260 миллиардов тонн условного топлива – больше половины всех ресурсов углеводородов в России, говорил в начале недели первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Денис Храмов. При этом на арктическом шельфе не разведано более 90% территорий, на суше – около 53%, говорится в материалах министерства.
Начальные извлекаемые запасы в Арктических морях, по данным Минэнерго, оцениваются в 452,2 миллиона тонн нефти, 9 триллионов кубометров газа, запасы газового конденсата оцениваются в 131 миллион тонн.
"Порядка четверти неосвоенных нефтегазовых мировых ресурсов - это Арктика", - отмечает аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров. "В основном, это газ - на 80%", - уточняет он. По словам аналитика, добыча газа на арктическом шельфе для России не актуальна, поскольку уже разведанных и освоенных газовых месторождений достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности в топливе как РФ, так и стран-импортеров российского газа.
В то же время шельф российской Арктики в 2020–2030-ые годы может дать не более 20 миллионов тонн?, или всего 4% от общей добычи страны. Такие расчеты в начале марта приводил заместитель директора по науке института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский.
Несмотря на такие расчеты, освоение Арктики - стратегическая задача, считает Нестеров. Результаты появятся не ранее, чем через 15-20 лет, но для того, чтобы не отстать от зарубежных партнеров в разработке арктических месторождений, начинать работу нужно уже сейчас, считает он.
"От Арктики отказываться нельзя", - соглашается с ним заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. "Обычным штурмом Арктику не взять – необходима взвешенная, долгосрочная политика, направленная не на сиюминутный результат. Необходимо ставить реалистичные цели и перед нефтяными компаниями", - считает он.
Арктика как МКС – проще работать совместно
Работу нефтяных компаний на Арктическом шельфе сейчас осложняют сразу несколько факторов: финансовые и технологические санкции Запада, низкая цена на нефть, а также малоизученность арктических территорий.
Ранее в марте директор департамента геологоразведочных работ на шельфе Тимофей Стрельцов сообщил, что "Роснефть"в 2015 году не будет вести бурение в Арктике, компания намерена провести подготовительные работы к бурению в 2016 году. Компания "Газпромнефть", в свою очередь, перенесла бурение второй скважины на Долгинском месторождении на 2016 год, говорил журналистам в начале недели президент компании Александр Дюков.
Страны Запада в числе прочих антироссийских санкций запретили поставки оборудования и предоставление услуг для глубоководной разведки и добычи нефти, работы в Арктике, ограничили возможности участия зарубежных компаний в проектах по освоению российского арктического шельфа.
"В условиях сегодняшней международной обстановки и невозможности делить риски по разработке арктических месторождений с иностранными компаниями, эта задача (освоения Арктики – ред.) усложняется. Это как МКС (Международная космическая станция – ред.), проще сделать совместными усилиями", - считает Гривач.
Кроме того, низкие цены на нефть далеко не способствуют развитию арктических проектов, и даже "беспрецедентный льготный налоговый режим для таких проектов не обеспечивает их коммерческой эффективности при такой конъюнктуре цен", - уверен эксперт.
Работа продолжается
Несмотря на санкции, над шельфом нужно работать, заявил министр энергетики Александр Новак в марте. Предложения приостановить проект в Арктике он назвал "самоубийственными" для экономики и будущей энергетической безопасности страны.
По словам министра, сейчас нужно сосредоточить усилия на геологоразведке. Основная задача для ведомств и компаний, которые осуществляют проекты в Арктике, разработка и использование российских технологий работ по бурению, а также привлечение иностранных компаний из стран, которые не поддержали санкции, отмечал Новак.
Еще один ключевой вопрос, над которым можно работать уже сейчас, - вопрос экологической безопасности работ в арктической зоне, говорил в марте министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.
"В случае аварии разливы нефти в условиях арктических льдов устранить невозможно", - объясняет Нестеров, аналитик Сбербанк CIB.
"Сегодня все страны должны отдавать себе отчет в необходимости формирования единых правил предупреждения и реагирования на разливы нефти, риски которых существуют в связи с планируемым судоходством и нефтедобычей в регионе", - передал через пресс-службу Донской.
Как сообщили в Минприроды в пятницу, на следующей неделе международный Арктический совет планирует подписать рамочный документ по предупреждению разливов нефти.