В понедельник, 28 октября, в Брюсселе прошел очередной раунд трехсторонних газовых переговоров между Россией, Украиной и ЕС. Еврокомиссия (ЕК) ожидала прорывных решений, однако после встречи зампредседателя ЕК по энергетическому союзу Марош Шефчович заявил, что стороны оказались не готовы обсуждать конкретные параметры.
Руководитель аналитического управления «Фонда национальной энергетической безопасности» Александр Пасечникпрокомментировал итоги встречи.
- Александр Михайлович, как вы оцениваете состоявшиеся переговоры? Скорректировали ли стороны, хотя бы частично, свои позиции?
— Никаких документов не было подписано, по сути это пустой раунд. Полярность позиций сохраняется, никаких подвижек со стороны Украины на сближение мы не видим.
- Представители Москвы приехали в Брюссель с новым предложением: договориться с Киевом сразу по всем проблемным вопросам. Это и судебные споры в Стокгольмском арбитраже, решение 2016 года Антимонопольного комитета Украины о штрафе для «Газпрома» в размере около шести миллиардов долларов, транзит газа…
— Мы увидели, что все предложения «Газпрома», в том числе по вариантам транзита и скидкам, отвергаются, их не слышат, напротив, видим определенную контрпродуктивную позицию.
Нужно учитывать заявления главы «Нафтогаза» Андрея Коболева о том, что они будут генерировать новые иски против «Газпрома».
- Шефчович озвучил конкретные цифры по объему транзита: от 40 до 60 млрд кубометров газа, при этом дополнительные объемы прокачки предлагаются на уровне от 22 до 30 млрд. Насколько, на ваш взгляд, такие цифры могут удовлетворить Украину и Россию?
— Такие цифры неприемлемы, особенно на десятилетний период, как желает «Нафтогаз». Никак не реализуется на такой горизонт, он просто уже не актуален в условиях скорого запуска обходных газопроводов — «Турецкого потока», «Северного потока-2».
Нет никакого смысла заключать на подобных условиях договор о транзите на 10 лет, поскольку акционеры «Турецкого потока» и «Северного потока» будут недополучать колоссальную прибыль, если остается такой объем на украинской трубе.
- То есть вы считаете, что попытки «Нафтогаза» выторговать себе более выгодные условия обречены на провал?
— Надо четко понимать, что после прокладки обходных маршрутов украинский транзит становится придатком, вот и всё.
Надо брать то, что предлагается, иначе украинская газотранспортная система очень скоро может превратиться в металлолом.
- Нынешний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» действует до 31 декабря. Успеют ли стороны заключить новый контракт? И что будет, если новый контракт так и не подпишут?
— Если не договорятся, ничего страшного. Запустятся обходные газопроводы, заработает «Северный поток-2».
- Однако они не заработают 1 января 2020 года, а именно в этот день прекратится прокачка российского газа в ЕС, если не будет подписан новый контракт.
— Есть объёмы, накопленные в европейских подземных хранилищах, они покроют пики потребления газа.
Кроме того, «Новатэк» может поставить больше сжиженного природного газа в Европу при необходимости. То есть определенные страховки на прохождение зимы существуют, самое главное — это зима. А дальше, в следующем отопительном сезоне, всё будет гораздо проще в условиях существования новой инфраструктуры.Читать далее: https://ukraina.ru/interview/20191029/1025497148.html