Россия уведомила природоохранные ведомства всех стран, прилегающих к Балтийскому морю, о завершении экологической экспертизы проекта «Северный поток 2». Тем самым сделан важный шаг по снятию одного из главных возражений против строительства трубопровода – его, якобы, опасностью для окружающей среды.
Однако как недвусмысленно дали понять на этой неделе в Вашингтоне, США все равно будут мешать реализации проекта по причинам не экономическим и не экологическим, а сугубо политическим.Экология и экономика
Как сообщило министерство природы России, завершены все международные процедуры, которые предусматриваются Конвенцией по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), касающиеся строительства «Северного потока 2». Закончена экологическая экспертиза российского участка, по которому пройдет газопровод. Всего в «Северном потоке 2» будут задействованы пять стран: Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Германия. Именно возможный ущерб окружающей среде был главным аргументом против этого проекта в Западной Европе.
По экономическим причинам, безусловно, он выгоден европейцам: ведь им гарантируется бесперебойная поставка энергоресурсов по приемлемым ценам. Конечные потребители российского газа больше не окажутся в положении заложников проблем во взаимоотношениях России с ее западными соседями по ближнему зарубежью – Белоруссией и особенно Украиной.
В Германии проект вряд ли встретит существенную оппозицию. В Финляндии и, с оговорками, в Швеции местные власти рассматривают «Северный поток 2» исключительно в экологическом контексте, а значит, есть высокая доля вероятности, что препятствий строительству с их стороны не будет. Между тем, у проекта есть давний и влиятельный противник: США. О чем американцы и напомнили на этой неделе.
Американцы не выдержали
«Мы не видим возможности того, что «Северный поток 2» будет построен», - заявил в среду помощник госсекретаря по энергетическим вопросам Джон Маккарик. По его словам, американское дипломатическое ведомство «не будет исходить» из того, что данный проект удастся реализовать. На следующий день заявление Маккарика дополнила и разъяснила глава пресс-службы Госдепартамента Хезер Науэрт.
«Мы согласны со многими европейскими партнерами в том, что "Северный поток 2" и многоканальный "Турецкий поток" усилили бы доминирование России на газовых рынках Европы и сократили бы возможности диверсификации источников энергоресурсов, представляли бы риск безопасности в и без того уже напряженном регионе Балтийского моря и продвинули бы цель России, заключающуюся в том, чтобы подорвать Украину, что вызывает у нас особую обеспокоенность, посредством ликвидации роли Украины как страны — транзитера российского газового экспорта в Европу»,— сказала она.
Воды датской королевы
На чем основана уверенность в том, что проект все-таки не будет реализован, Науэрт не объяснила. Но события, происшедшие накануне ее брифинга могут прояснить ситуацию. В Дании местным парламентом единогласно принят закон, согласно которому вопрос строительства газопровода через территорию страны больше не относится исключительно к ведению Датского энергетического агентства, которое имеет право заблокировать такого рода строительство исключительно на основании его несоответствия экологическим требованиям. Теперь «Северный поток 2» — это вопрос, относящийся к компетенции датского МИД. А он может прибегать и к другой агументации, например, из области национальной безопасности. Руководство Nord Stream AG уже заявило, что готово к обходу территориальные вод Дании.
Для США это, конечно, победа — правда, не очень значительная и вполне прогнозируемая. Дания всегда относилась к числу не строптивых союзников Америки. К тому же там принято прислушиваться и к Брюсселю. А в руководстве Евросоюза есть оппозиция строительству газопровода. Она недостаточно сильна, чтобы убедить Европу присоединиться к американским санкциям против «Северного потока». Тем не менее, ее не стоит недооценивать.
Так, в новой редакции газовой директивы ЕС, принятой Еврокомиссией в начале ноября, газопровод «Северный поток-2» характеризуется как излишний. Авторы документа исходят из того, что потребление газа Евросоюзом будет постепенно сокращаться. Однако этот документ отражает лишь одну из точек зрения. А главное, чего хочет добиться ЕК — подчинить морские газопроводы своему регулированию. При этом на практике имеет место противоречащая директиве тенденция: «Газпром» рапортует об историческом для ноября и четвертого квартала объеме поставок газа в страны Евросоюза.
Цена величия
Так что вовсе не факт, что Европа, в конце концов, пойдет за США в данном вопросе. Тем не менее, ставки в этой игре для Вашингтона высоки, о чем свидетельствуют заявления представителей госдепа. Возможно, позиция Соединенных Штатов была бы другой, если бы речь шла только о недополученной выгоде украинских союзников.
Но возвращение США роли главного экспортера энергоресурсов, в частности, сжиженного природного газа является одним из пунктов внешнеполитической доктрины президента Дональда Трампа. В стремлении «сделать Америку снова великой» в данном вопросе он уже до некоторой степени преуспел. Достаточно вспомнить заключенный его стараниями контракт на поставку американского сжиженного газа в Польшу.
Реализацию американских газовых амбиций затрудняет российская конкуренция, не дающая поднять цены и делающая американские поставки невыгодными конечным потребителям. В этих условиях следует ожидать, в ближайшее время, довольно жесткого противостояния США и России в Европе по вопросу строительства «Северного потока 2». А это, увы, рискует еще больше осложнить и так не простые отношения двух стран.