Параллельно с находящимся у всех на слуху торговым противостоянием с Китаем, Соединенные Штаты сегодня ведут все более интенсивные «боевые действия» и на другом фронте – энергетическом. Тут дело попахивает уже не «локальным конфликтом», пусть и с одной из наиболее мощных держав на планете, а самой настоящей мировой войной.
Как выглядят «фронта» этой войны и каковы шансы США на победу? Давайте разберемся.
Прежде всего, главным фактором, позволяющим Соединенным Штатам всерьез рассчитывать на то, чтобы взять мировой рынок нефти под свой практически единоличный контроль, является форсированное наращивание собственного экспортного потенциала. По данным Международного энергетического агентства, Вашингтон намерен все активнее «заливать» рынки своим «черным золотом» в течении, как минимум, ближайшей пятилетки. По прогнозам аналитиков организации, при нынешних тенденциях его ежедневная добыча в США к 2024 году может вырасти до 19,6 миллионов баррелей в сутки (в прошлом году этот показатель составлял 15,5 миллиона). Вот эти-то 4 с лишним миллиона баррелей американцы и намерены отправлять на экспорт. Если так и случится, Штаты, обогнав нынешних лидеров рынка – Россию и Саудовскую Аравию, получат возможность диктовать цены и условия поставок всему миру.
Собственно говоря, в подобном варианте ничего принципиально нового нет. Не будем забывать, что в ХХ веке именно так дело и обстояло – вплоть до 70-х его годов. На тот момент американцы выкачивали из своих недр по 11,3 миллиона баррелей нефти в сутки, что было наивысшим показателем в мире. Однако, в 1973 году ОПЕК в отместку за «войну Судного дня» устроила в мире неслабый энергетический кризис, настолько сильно ударивший по американцам, что в 1975-м тогдашний президент США Джеральд Форд ввел полный запрет на любой экспорт «черного золота» за пределы США. Спустя совсем немного времени в результате резкого повышения Саудовской Аравией (с подачи американцев) объемов добычи, мировые цены на нефть обрушились, что называется, «ниже плинтуса» и торговать ею для Соединенных Штатов стало попросту невыгодно. К тому же, свои запасы углеводородов в Вашингтоне решили приберечь «на черный день», прикинув, что пока выгоднее их импортировать.
Так продолжалось 40 лет – пока не грянула так называемая «сланцевая революция». О ее крайне сомнительной сущности мы еще поговорим, однако, объективным фактом является то, что объемы добычи нефти в США начиная примерно с 2002 года возросли настолько, что в 2015 году Барак Обама отменил все и всяческие ограничения на ее вывоз из страны. Однако, нефтяная экспансия Соединенных Штатов началась лишь с приходом к власти его преемника – Дональда Трампа. Этот сразу же заявил: «Сломаю все преграды на пути развития отечественной «нефтянки»! И принялся ломать... Что-что, а уж это Дональд делать умеет. Отметим, что едва ли не первым делом он одним махом отменил запрет на шельфовое бурение, введенный, кстати, тем же его предшественником, который разрешил экспорт. Причины такого решения Обамы были насквозь утилитарны – любая серьезная ошибка в разработке разработка нефтяных пластов в морских и океанских шельфах может обернуться экологической катастрофой регионального, а то и планетарного масштаба.
«Дать по рукам» рвущимся к этим богатствам энергетическим корпорациям Обаму побудила вовсе не абстрактная любовь к природе, а конкретная авария на добывающей платформе Deepwater Horizon, после которой 75 тысяч километров акватории Мексиканского залива были загажены 5 миллионами баррелей нефти, превратившейся из «черного золота» в убийцу всего живого. Не таков, однако, Трамп, живущий и действующий по принципу: «После нас – хоть потоп!» С его легкой руки бурить скважины и ставить вышки американские нефтяники могут теперь где угодно: хоть в Тихом океане, хоть в Атлантическом, а хоть бы и в Северном Ледовитом – если их туда кто-то пустит, конечно. Другой вопрос – куда всю эту прорву нефти девать потом. И вот тут-то мы подходим к доказательствам того, что Соединенные Штаты твердо намерены очистить рынок «черного золота» от всех сколько-нибудь значительных конкурентов, захапав, к тому же, максимальное количество нефтяных ресурсов за пределами собственной территории. А это уже – война...
«Фронтов» на ней, условно говоря, Вашингтон видит для себя три. Первый и главный враг – это, конечно, Россия. Тут, собственно говоря, и доказывать-то ничего не надо – и мотивации и методы действий, как говорится, налицо. Абсолютно подавляющее большинство американских санкций и ограничений направлены именно на то, чтобы как можно болезненнее ущучить энергетический сектор экономики России. Объявляют их то «за Крым», то «за Скрипалей», а то и вовсе «за вмешательство в выборы». А бьют прицельно – по «Роснефти» и «Газпрому». Их менеджеры, что ли отставного шпиона травили (особенно, если учесть, что никто его и не травил вовсе)? Прекрасно понятно, что какие бы вздорные предлоги не измышлялись в Вашингтоне, цель тут одна – по максимуму блокировать нашей стране как возможности технологического развития добычи энергоресурсов, так и перспективы экспорта таковых. Складывается впечатление, что за «Северный поток-2» Трамп уже готов отдать приказ бомбить Берлин! С него станется...
Следующий «фронт» – это, конечно, ОПЕК. Тут переть напролом Вашингтон не рискует – память о едва не доконавшем страну «нефтяном голоде» 70-х годов прошлого века в американцах еще не выветрилась. Пока что Трамп пишет грозные твиты, призывая картель немедленно и, более того, сейчас же «опустить цены на нефть». Да еще давит, насколько это возможно, на Саудовскую Аравию (которая, собственно говоря, и главенствует в этой организации) дипломатическими способами, шантажирует поставками оружия и тому подобными вещами. Однако, в данном случае мы, скорее всего, имеем дело с классическим примером нашедшей на камень косы. В настоящее время Эр-Рияд «хранит гордое презренье» к потугам Вашингтона, продолжая медленно, но неуклонно снижать объемы нефтедобычи, недопоставляя даже по имеющимся заявкам почти по 700 тысяч баррелей нефти в день, тем самым толкая цену на эти самые баррели вверх – все выше и выше. Цена так называемой «нефтяной корзины ОПЕК» растет, а не снижается.
И объяснение тут элементарное – Саудовской Аравии попросту некуда отступать. Королевскому дому, правящему в этой богатейшей стране Ближнего Востока жизненно необходима даже далеко не нынешняя цена на нефть, а стоимость барреля в 80-85 долларов. Иначе – полетит к чертям весь бюджет с его роскошной расходной частью в почти 300 миллиардов долларов. Не будет выплат гражданам, привыкшим к постоянной «халяве», не будет модернизации и реструктуризации экономики, сегодня зависящей от нефтедолларов едва ли не полностью... А ведь так и до очередной «арабской весны» недалеко! Уж ее-то устроить, чтобы установить в стране более лояльный к Вашингтону «демократический» режим, американский «партнеры» не замедлят – дай только Эр-Рияд слабину. Сегодня в «третьей нефтяной» Саудовская Аравия – союзник и соратник России. Ей, как и нашей стране, необходимо не дать США обрушить мировые цены на энергоносители для того, чтобы «зачистить поляну» под себя. Саудитам нужна дорогая нефть и хотя бы относительно честный ее рынок, не управляемый из Вашингтона. Пока – так. Что будет дальше – увидим.
Третье направление «нефтяного удара» США – выбивание с рынка, подчинение или даже захват тех стран, которые обладают существенными в мировых масштабах запасами «черного золота», и при этом совершенно не желают плясать под американскую дудку. Речь, прежде всего, конечно, об Иране и Венесуэле. Первую страну Соединенные Штаты столь же упорно, сколь и необоснованно пытаются раздавить санкциями. Они бы, конечно, провернули с Тегераном тот же номер, что, в свое время, с Багдадом – да понимают, что не выйдет. Страны хоть и соседние, родственные, да уж больно разные. Новые «Буря в пустыне» или «Шок и трепет», однозначно обойдутся, скажем так, дороговато. Времена не те и противник другой совершенно. Поэтому пока что американцы ограничиваются применением тактики медленного удушения государства, так неудачно оказавшегося хозяином слишком большого количества нефти. Как стало известно, Дональд Трамп уже уведомил Конгресс о том, что продлевает еще на год весь комплекс санкций против Тегерана.
Форсировать события в Венесуэле Вашингтон заставило сближение страны с Россией и Китаем. Соединенные Штаты почувствовали, что самый большой (по крайней мере – потенциально) нефтяной резервуар в мире может ускользнуть буквально у них из-под носа. Судя по текущим событиям (да, хотя бы, по личности американского выкормыша Гуайдо), взятие страны под контроль планировалось уже достаточно давно. Просто решили ускорить процесс. Самое интересное, что на нынешний момент Штаты от устроенного ими в Венесуэле хаоса и бардака несут серьезные потери – причем как раз именно в области нефтяных поставок. По некоторым данным, доходит до ужасного – увеличения объемов закупок российских энергоносителей. Тем не менее, судя по всему, Вашингтон готов мириться с мелкими тактическими неудачами ради грядущей стратегической победы и выпускать многострадальную Венесуэлу из своей жадной пасти не намерен. Так что оказывая поддержку законному президенту страны Николасу Мадуро и сдерживая амбиции американцев, Москва не только выполняет союзнический долг в войне против общего врага, но и отстаивает собственные глобальные интересы.
Чем может обернуться достижение Соединенными Штатами своей цели – добавить к имеющемуся благодаря тотальной долларизации мировой экономики финансовому доминированию еще и доминирование энергетическое? Понятно, что ничем хорошим – во всяком случае, для России и ее союзников. Вашингтон вполне устраивает дешевая нефть и в случае занятия ведущих позиций на рынках энергоносителей, там приложат все усилия, чтобы, обваливая цены на них, если не уничтожить, то максимально ослабить нашу экономику. Ну, и, чем вообще чреват диктат Соединенных Штатов в любой сфере, объяснять, думаю, нет нужды.
Ну, и, наконец, главный вопрос: реально ли для США подмять под себя мировой нефтяной рынок? Ответ здесь нужно искать в двух направлениях. Прежде всего необходимо помнить, что «экспортным прорывом» американские нефтяники, практически, полностью обязаны добыче сланцевой нефти. А вот с ней как раз далеко не все так просто и однозначно. Некоторые серьезные экономисты вообще считают «сланцевую революцию» величайшей аферой века. Такой вид получения нефти не только наносит вред природе, но и весьма затратен (хотя благодаря техническому прогрессу рентабельность «сланцевых» энергоносителей постоянно растет), разрабатываемые месторождения крайне недолговечны. На сколько у США хватит «запала»? Ждать ли «второй сланцевой революции», которую предсказывают в МЭА или, наоборот, колоссального краха этой отрасли – о чем тоже имеется немало пророчеств?
О том, что второй вариант, пожалуй, более вероятен, свидетельствует, в частности, стремление Вашингтона к контролю над как можно большим количеством месторождений, где «черное золото» можно добывать вполне традиционными способами. Пример – опять-таки Венесуэла. Судя по этому, американцы не так уж и уверены в собственных «неисчерпаемых» сланцевых запасах. Как бы там ни было, но традиционно агрессивные и безответственные действия Соединенных Штатов в развязанной ими мировой нефтяной «войне» вполне способны спровоцировать не только экономические конфликты с трудно предсказуемыми итогами, но и самые, что ни на есть настоящие боевые действия. Проигрывать США не любят, а вести честную борьбу просто не умеют.