Насколько серьезны для российских нефтегазовых компаний вести с сырьего рынка? Как отразится на компаниях сектора активное экономическое давление на РФ со стороны Европы и США? Пойдет ли ЕС на отказ от импорта российского газа? В какой перспективе это может произойти? Как будет развиваться газовый конфликт с Украиной? Смогут ли вернуться нефтяные цены к уровням выше $100 за "бочку" Brent? Или дальнейшее снижение уже неизбежно? Привлекательны ли сейчас бумаги нефтегазового сектора для инвесторов?
Участники конференции:
- Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент"
- Екатерина Крылова, главный аналитик "Промсвязьбанка"
- Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
- Виталий Крюков, директор аналитического агентства small letters
- Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"
Показывать ответы Скрыть все ответы
Наша конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у участников еще есть возможность ответить.
Благодарим всех за интерес. Спасибо! Удачи на рынке!
Сегодня нет автономных рынков, все рынки взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому порой очень сложно выявить какой-то один фактор, который влиял бы на цену нефти. Это обычно целый букет событий. Есть и крупные спекулянты. Расследования выявляли неоднократно их вину в манипулировании ценами, особенно WTI.
Одним из самых активных в этом плане регионов, является Татарстан, в котором осуществляется республиканская программа по переводу транспорта на газомоторное топливо. Весной 2013 года глава республики Рустам Минниханов озвучил следующий план: через 5 лет весь общественный транспорт, вся коммунальная техника и муниципальные машины должны работать на газомоторном топливе. Кроме Татарстана ещё в 9 регионах страны осуществляется эта программа.
Понятно, что газовую проблему в отношениях России и Украины решать необходимо, но вряд ли удастся решить её быстро, с учётом жёстких позиций каждой страны. С учётом сложившейся ситуации и взаимоотношений между Россией и Украиной, наиболее вероятный способ оплаты российского газа – это предоставление кредитных средств ЕС, и, возможно. США. Кроме того, возможно, что некоторую часть долга Украина сможет оплатить из своего бюджета. Учитывая активную поддержку Евросоюзом новых властей Украины, предоставление им оперативных кредитов, для оплаты газа из Европы вполне возможно. Понятно, что рано или поздно ЕС потребует вернуть эти средства, но сейчас для ЕС и Украины важно тем или иным способом организовать газоснабжение Украины и именно на это будут направлены усилия сторон. А возможные финансовые условия этих поставок стороны будут обсуждать позже.
Возможных сценариев развития событий так много и зависят они от столь разных факторов, что дать какой-то однозначный ответ, как будет развиваться ситуация, не представляется возможным. Тем не менее, один вариант уже сейчас является маловероятным, так как он невыгоден никому - это полная приостановка газа в Европу через территорию Украины. Это невыгодно России, так как это добавит негатива в отношения с ЕС, может ускорить отказ Европы от российского газа, ухудшит восприятие нашей страны и российских компаний в Европе, что с учётом последних политических событий вряд ли это требуется нашей стране. К тому же, приостановка поставок газа вряд ли поможет России получить долг за газ, ситуация может лишь усугубиться. Невыгодна остановка транзита газа и Украине, потому что в этом случае она подведёт Европу, своего самого близкого партнёра в настоящее время, кроме того, она не сможет получать платежи за транзит. Естественно, что приостановка газа невыгодна и ЕС, который лишится части так необходимого газа, тем более, что пока переговоры с другими поставщиками газа продолжаются, и к тому же приближается осенне-зимний отопительный сезон. Таким образом, ни одна из сторон не заинтересована в данном варианте.
Мы писали обзор, затрагивающий эту тему в частности. http://psbinvest.ru/upload/iblock/d12/d12ebff1f1a858c1dfd454...
Если вкратце, то когда "все только начиналось", на рынке активно муссировались слухи про то, что Европа откажется от российских нефти и газа, переключившись,например, на США. Однако все это преувеличено. По нефти: даже при появлении американской нефти
на рынке (в нас.время экспорт нефти из США запрещен законодательно) - европейские НПЗ ее сразу же принять не смогут ввиду серьезных затрат на
переоборудование: российская нефть занимает 28% в потреблении Европы и более
трети европейских НПЗ работает только на российской нефти Urals. По газу: большинство проектов по экспорту СПГ из США существуют лишь «на бумаге»,
строительство терминалов по сжижению газов начал только 1 оператор. Но даже в случае
оперативного получения разрешений на строительство, типовой проект по созданию
терминала СПГ занимает 4-5 лет, т.е. в лучшем случае это 2019-2020 гг. Также более
вероятным представляется ориентация американского газа на премиальный азиатский
рынок, а не на Европу.
Если говорить про другие страны-экспортеры, то здесь в общем такая же картина: 1. Есть более премиальные рынки, чем Европа. 2. Европе придется оч.много инвестировать в инфраструктуру, чтобы перейти на нефть, например, других производителей - того же Ирана. 3. Даже в случае
полного прекращения закупок газа из России Европе придется заплатить Газпрому за невыбранные объемы газа по условию «бери или плати». Это около 50 млрд долл. в год, большинство контрактов заключены до 2020 г., но есть и более "длинные".
НОВАТЭК может объединиться с другими поставщиками газа и нефтегазохимии. В этом смысле жду и реорганизации НОВАТЭКа в перспективе.
В любом случае полностью отказаться от российского газа Европе не получится, так как зависимость отдельных стран от российского газа достигает 100% и у них просто нет никакой альтернативы. Может только переходить на уголь и дрова в массовом порядке. Поэтому речь может пойти о постепенном (в течение ближайших 10 лет) снижении объемов импорта газа из России, но и цены тогда должны быть выше. В Европе добыча падает, США и арабские страны готовы поставлять СПГ в Европу, но по более высоким ценам.
Мы писали обзор, затрагивающий эту тему в частности. http://psbinvest.ru/upload/iblock/d12/d12ebff1f1a858c1dfd454...
Если вкратце, то когда "все только начиналось", на рынке активно муссировались слухи про то, что Европа откажется от российских нефти и газа, переключившись,например, на США. Однако все это преувеличено. По нефти: даже при появлении американской нефти
на рынке (в нас.время экспорт нефти из США запрещен законодательно) - европейские НПЗ ее сразу же принять не смогут ввиду серьезных затрат на
переоборудование: российская нефть занимает 28% в потреблении Европы и более
трети европейских НПЗ работает только на российской нефти Urals. По газу: большинство проектов по экспорту СПГ из США существуют лишь «на бумаге»,
строительство терминалов по сжижению газов начал только 1 оператор. Но даже в случае
оперативного получения разрешений на строительство, типовой проект по созданию
терминала СПГ занимает 4-5 лет, т.е. в лучшем случае это 2019-2020 гг. Также более
вероятным представляется ориентация американского газа на премиальный азиатский
рынок, а не на Европу.
Если говорить про другие страны-экспортеры, то здесь в общем такая же картина: 1. Есть более премиальные рынки, чем Европа. 2. Европе придется оч.много инвестировать в инфраструктуру, чтобы перейти на нефть, например, других производителей - того же Ирана. 3. Даже в случае
полного прекращения закупок газа из России Европе придется заплатить Газпрому за невыбранные объемы газа по условию «бери или плати». Это около 50 млрд долл. в год, большинство контрактов заключены до 2020 г., но есть и более "длинные".
1. Анализ предельных издержек добычи барреля нефтяного эквивалента позволяет нам предполагать, что, так как растущий спрос на углеводороды заставляет компании вовлекать все более дорогостоящие нетрадиционные запасы в разработку (в частности, вести добычу на глубоководном шельфе, разрабатывать месторождения нефти с высокой вязкостью, вести добычу нефти из низкопроницаемых коллекторов и т.д.), то даже в случае значительного снижения мирового спроса, равновесная цена нефти вряд ли сможет длительное время находиться ниже 70-80 долларов за баррель.
2. Это же подтверждают и страны ОПЕК. Цены на нефть являются определяющим фактором при формировании доходной части бюджетов стран-членов ОПЕК. В результате событий так называемой «арабской весны» 2010-2011 гг. бюджетные обязательства отдельных участников картеля значительно возросли. По различным оценкам, цена нефти Brent, необходимая для балансировки доходной и затратной частей бюджета Саудовской Аравии составляет около 78 долл./барр. Высока вероятность дальнейшего роста бюджетных расходов для стимулирования экономики и реализации инфраструктурных проектов в ближайшие 2-3 года. Поэтому не удивительно, что представители стран ОПЕК периодически озвучивают в качестве наиболее комфортного для них уровня цену в 100 долл./барр.
Колебания цен на нефть происходят регулярно. Цены то снижаются, то вновь растут. Эти своеобразные "качели" давно известны в мире и рынок к ним относится весьма спокойно. К примеру, 4 февраля текущего года баррель нефти Brent стоил 105,27 доллара, а уже 18 февраля - 110,63 доллара за баррель. Или, к примеру, 2 апреля баррель марки Brent стоил 104,7 доллара, а уже 24 апреля - 110,41 доллара за баррель. Так что, до конца года, возможно повторение практически любой ситуации: и скачкообразного роста цены, и стремительного падения вниз. Однако следует помнить, что такие резкие колебания, как правило, краткосрочны и затем рынок достаточно быстро отыгрывает их.
Эмбарго на поставки газа в Европу - это наш козырь на самый черный день, когда других инструментов уже не останется, а делать будет уже нечего. Его можно использовать в принципе, но в самую последнюю очередь. Сейчас, на мой взгляд, ситуация не пришла к такой критической точке. Козырь важно использовать вовремя, чтобы эффект был более действенным. Это ведь не последняя наша зима:)
Однако, несмотря на тревожные перспективы за горизонтом трех-пяти лет, пока заменить поставки российского газа Европе пока нечем. Поэтому Газпром пока может вести достаточно жесткий торг со своими западными потребителями.
Азербайджанский газ выйдет на европейский рынок, но объемы будут не столь критичными для Газпрома, но влияние на цены будет, поэтому негативный эффект может чувствоваться через снижение цен на газ.
Если вкратце, то когда "все только начиналось", на рынке активно муссировались слухи про то, что Европа откажется от российских нефти и газа, переключившись,например, на США. Однако все это преувеличено. По нефти: даже при появлении американской нефти
на рынке (в нас.время экспорт нефти из США запрещен законодательно) - европейские НПЗ ее сразу же принять не смогут ввиду серьезных затрат на
переоборудование: российская нефть занимает 28% в потреблении Европы и более
трети европейских НПЗ работает только на российской нефти Urals. По газу: большинство проектов по экспорту СПГ из США существуют лишь «на бумаге»,
строительство терминалов по сжижению газов начал только 1 оператор. Но даже в случае
оперативного получения разрешений на строительство, типовой проект по созданию
терминала СПГ занимает 4-5 лет, т.е. в лучшем случае это 2019-2020 гг. Также более
вероятным представляется ориентация американского газа на премиальный азиатский
рынок, а не на Европу.
Если говорить про другие страны-экспортеры, то здесь в общем такая же картина: 1. Есть более премиальные рынки, чем Европа. 2. Европе придется оч.много инвестировать в инфраструктуру, чтобы перейти на нефть, например, других производителей - того же Ирана. 3. Даже в случае
полного прекращения закупок газа из России Европе придется заплатить Газпрому за невыбранные объемы газа по условию «бери или плати». Это около 50 млрд долл. в год, большинство контрактов заключены до 2020 г., но есть и более "длинные".
Кроме того, в России продолжает сокращаться независимый сегмент АЗС, а полноценных независимых НПЗ с большим выпуском бензина и дизтоплива так и не было построено, поэтому в условиях ограниченной конкуренции у ВИНК нет стимулов для снижения цен. Пока спрос на бензин в России растет даже по мере роста цен на бензин ВИНК не будут снижать цены. Они видят растущий спрос, который практически не реагирует на двузначные темпы роста цен, поэтому снижения цен в таких условиях ожидать не стоит. Регулярно возникают дефициты топлива в отдельных регионах, что только подталкивает цены вверх.
Но есть и объективные причины роста стоимости топлива. Из-за принятой системы налогообложения, от экспорта нефтяники не могут фиксировать больше удельной маржи ввиду экспортных пошлин, весьма жестко привязанных к мировым ценам на нефть. И добирать в прибыли остается лишь на внутреннем рынке. Второй немаловажный фактор - это планы глобальной модернизации российских НПЗ, цель которого - поднять глубину переработки нефти и сделать бензины более высококачественными. Нефтяники уже инвестировали в программу внушительные средства - миллиарды долларов. И процесс реформы переработки продолжается. Поэтому им нужны новые интервенции в сегмент, а для удовлетворения потребностей холдинги предпочитают форсировать режим ценообразования на внутреннем рынке...