Владельцы нефтяных супертанкеров окажутся в числе наиболее пострадавших в результате соглашения ОПЕК по снижению добычи нефти. По прогнозам, в 2017 г. доходы владельцев танкеров существенно упадут. Транспортники, вероятно, пострадают в результате подписанного на саммите ОПЕК 30 ноября соглашения о снижении добычи нефти членами картеля на 1,2 млн бар.
/сутки.Больше всего упадут доходы владельцев супертанкеров, кораблей длиной не менее 350 м, перевозящих в трюмах до 2 млн баррелей «черного золота» за один рейс. В следующем году согласно осредненному прогнозу восьми аналитиков, опрошенных агентством Bloomberg, сутки работы супертанкеров будут обходиться в 25 тыс. долларов. Это на 12% ниже прогноза, сделанного две недели назад перед саммитом ОПЕК в Вене.
«Это (соглашение) может вернуть нас к рынку 2013 года,- прокомментировал прогноз Фрод Моркедаль, аналитик инвестиционного отделения крупнейшего в мире судового брокера Clarksons Platou Securities.- Если члены ОПЕК снизят добычу на планируемые 1,2 млн бар./сутки, то наши тарифы рухнут, потому что цены на нефть повысятся, а спрос на нее и наши услуги понизятся».
Конечно, аналитики были готовы к тому, что в Вене в последний день осени все же сумеют найти компромисс, поэтому прогноз по снижению доходов отрасли не стал большим сюрпризом для участников рынка. Акции Euronav NV, транспортной компании из Антверпена, и бермудской DHT Holdings Inc. продаются сейчас ниже уровней 30 ноября. Акции норвежской компании Frontline Ltd. после объявления о соглашении резко упали, но в последние дни стабилизировались.
Несмотря на значительное сокращение доходов, прогнозируемое для отрасли на следующий год, крупнейшие компании едва ли окажутся на грани банкротства. По мнению аналитиков из консалтинговой компании Clarkson Research Services Ltd., они в последнее время существенно улучшили свои финансовые показатели и могут вполне нормально существовать при доходах в 20 тыс. долларов в день и даже немного ниже.
Для сравнения в 2015 году, который в условиях переизбытка нефти на рынках, оказался для транспортников очень удачным в финансовом плане, они зарабатывали на международных перевозках нефти в среднем, по данным Clarksons, 64846 долларов в сутки. В этом году доходы снизились в полтора раза до 40281 доллара. В 2013 году, худшем в последнее время, когда цена барреля в Нью-Йорке превышала 110 долларов, суточные расценки на супертанкеры снизились до 18621 доллара в сутки.
Есть и еще одна причина, по которой владельцам супертанкерам можно надеяться на то, что худшие прогнозы все же не сбудутся. Поскольку главными производителями нефти в ОПЕК являются Саудовская Аравия, Ирак, Иран, ОАЭ и Кувейт, то снижение добычи затронет в основном ближневосточные сорта нефти. Если азиатские покупатели в следующем году будут покупать больше западноафриканской нефти, то спрос на некоторую часть танкерного флота может даже немного повыситься. По крайней мере, в консалтинговой компании Charles R. Weber Co. такой сценарий развития событий считают вполне возможным.