Складывается ощущение, что проходившая вчера в Брюсселе встреча делегаций России, Украины и представителей Европейского союза, посвященная вопросам транзита природного газа из нашей страны в Европу через территорию «нэзалэжной» после приближающего истечения договоров, заключенных в 2009 году, и переговорами-то, как таковыми, не была.
Недаром же продлилась она вместо запланированных трех часов, максимум, минут сорок. Полное впечатление, что глава Минэнерго Александр Новак, руководитель «Газпрома» Алексей Миллер и прочие наши соотечественники просто предметно продемонстрировали ужасно беспокоящимся о том, будет ли у них газ после 2020 года европейцам: говорить с посланцами Киева им не о чем и незачем...
В принципе, под очень большой вопрос успех саммита ставило само по себе участие в нем главы украинского МИД Павла Климкина – личности, скажем так, не отмеченной особой адекватностью, зато широко известной своими постоянными русофобскими демаршами повышенной токсичности. Именно Климкин по итогам разговора и объявил высказанные российской стороной условия продолжения сотрудничества «совершенно неприемлемыми» для «европейской Украины». Что же такого ужасного предложили господа Миллер и Новак? Да попросту – не толочь воду в ступе в бесконечных «консультациях», в процессе которых украинская сторона неизменно пытается урвать побольше, угрожая и бессовестно шантажируя партнеров, а, не мудрствуя лукаво, продлить уже действующие договора. Вот только – при некоторых условиях...
Прежде всего, транзит газа через Украину должен для нашей страны иметь коммерческую привлекательность.
У нас, у россиян есть газ. Есть нуждающиеся в нем потребители по всему миру. А что у вас? Газовая труба «второй свежести»? Ну, так ведите себя соответственно и радуйтесь тому, что с вами вообще еще о чем-то говорят. Так нет же – украинские представители, упрекая русских в том, что они не учитывают «изменения в мире», как раз сами не желают видеть таковых в упор. Уже и министр иностранных дел Германии Хайко Маас, приехав в Киев, чуть ли не криком кричит: «Опомнитесь! «Северный поток-2» не остановят уже никакие американские санкции! Даже если представители США начнут хватать немецкие компании, участвующие в возведении газопровода, буквально за руки, русские вполне способны достроить его самостоятельно. Хотите иметь газовый транзит – договаривайтесь.»
Но Климкину какой-то там Маас не указ! Он продолжает упрямо твердить, что Москва «затягивает переговоры», надеясь на «изменения по результатам выборов». Наверняка это камень в предвыборный огород Юлии Тимошенко, в 2009 году заключавшей в статусе украинского премьера ныне действующие контракты, а сегодня участвующей в борьбе за президентское кресло с немалыми шансами на победу. Однако, «Газпрому» какое дело до этих «разборок»? Аналогичные условия услышат представители любой власти – в случае продолжения разговора. Если и есть надежды, так только на то, что на другом конце переговорного стола будут сидеть хоть чуточку более вменяемые люди. Потому, как с нынешними общаться... Исполнительный директор украинского НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко в размахе буйства собственной фантазии очень старается не отставать от коллеги-дипломата. И, получается, знаете ли! Кое в чем переплевывает даже.
Чего стоит одно только заявление Витренко о том, что в случае непродления контракта на транзит он намерен «засудить» «Газпром» уже не на 2, а на 12 миллиардов долларов! Основание для подобной беспрецедентной наглости глава «Нафтогаза» видит в том факте, что без российского транзита ГТС Украины «подвергнется ускоренной амортизации». Доля истины, и немалая в этом есть - ржавый хлам и вправду вот-вот развалится ко всем чертям, если его постоянно не латать, а без денег «Газпрома» это совершенно невозможно. Вот только причем тут Россия? По правде говоря, удивляет Новак, назвавший данную угрозу, озвученную в Брюсселе, «несколько абсурдной», а не, скажем, «собачьим бредом». Впрочем, наш глава Минэнерго, очевидно, просто проявляет жалость к ущербным, при этом совершенно точно указывая, что подобные «иски» никем и нигде «не могут рассматриваться в принципе».
Киев вполне можно понять: его действия – это не просто рефлекторная истерика паразита, которого вот-вот оторвут от чужой артерии, к коей он так замечательно присосался. Это – предчувствие неминуемого конца. Потеряв три миллиарда «транзитных» долларов в год, Украина не просто получит в госбюджете дыру, размером с Марианскую впадину, которая автоматически переведет крах ее экономики и дефолт из области весьма вероятного в категорию совершенно неизбежного. Не то что на поддержание в рабочем состоянии - на элементарную консервацию того, что реально осталось от ГТС, которая враз превратится в ненужный металлолом, у «нэзалэжной» попросту нет денег. Можно не сомневаться – именно на металлолом ее и растащат во мгновение ока ошалевшие от нищеты местные жители.
Впрочем – и это не самое важное. Газовый транзит для Киева сейчас играет ту же роль, что заложник, приставив к голове которого пистолет она не первый год шантажирует Европу, выпрашивая все новые подачки. Не будет его – и там после очередной дикой выходки «нэзалэжной» в том же Керченском проливе вполне могут махнуть рукой: «Сами разбирайтесь...» А уж Россия, опять-таки, без оглядки на опасность сорвать газовые поставки нормальным потребителям, может, в конце концов, и разобраться с зарвавшейся «соседкой» так, как она уже давно заслуживает.
Впрочем, на Украине умудрились увидеть в сорванных из-за собственного упрямства переговорах и некий «луч надежды». Марош Шефчович, заместитель председателя Еврокомиссии, заявил после окончания таковых о том, что представляемая им организация готова будет в скором времени представить некий «свой вариант плана», касающегося газового транзита из России через Украину. Да еще и такого, который предусматривал бы заключение соответствующего контракта сроком, не менее, чем на десять лет, был «совместимым с ЕС» да еще и предполагал «коммерчески жизнеспособные» объемы поставок, как минимум – не ниже нынешних. Все это просто замечательно, конечно, вот только мнение России вы спросить не собираетесь?! С другой стороны, если учесть, что Шефчович уже в нынешнем марте собирается баллотироваться в президенты родной Словакии, то все сказанное, наверняка – не более, чем предвыборный пиар на тему «решения глобальных проблем Евросоюза».
Следующий раунд переговоров, предположительно, может состояться весной – в апреле-мае нынешнего года. То есть - действительно после президентских выборов на Украине (если таковые вообще состоятся). Захочет ли Украины выбираться из того «транзитного тупика», в который сама же себя и загнала? Увидим. В любом случае, на шее у России она из него точно выезжать не будет.