На поверку Газпром оказался большим «патриотом» Украины, чем официальный Киев
С утра 19 февраля Украина заявила, что в результате боевых действий серьезно повреждены газопроводы в Луганской и Донецкой областях и «Нафтогаз» прекратил поставки газа в эти регионы. Россия отреагировала быстро. Сперва премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что газбудет поставляться напрямую в качестве гуманитарной поставки. К обеду позиция России поменялась: компания Газпром заявила, что с трех часов дня будет поставлять газ на Украину через две газоизмерительные станции – «Прохоровка» и «Платово» в счет действующего контракта с «Нафтогазом».
К вечеру «Нафтогаз» заявил о том, что путем титанических ремонтных усилий снабжение газом Донецка и Луганска восстановлено. Это была классическая для Украины история, когда с утра идет одна информация, а к вечеру совершенно иная. Но почему же Украина так резко поменяла свою позицию, и как ей удалось так быстро отремонтировать трубы?Как мы понимаем, никакого разрушения труб и не было. Весь период активных боевых действий газ исправно поставлялся, и вдруг, когда наступило перемирие, он поставляться перестал. В чем же были мотивы украинской стороны? Мотив довольно простой. Украина просто банально пытается переложить экономическую ответственность за Донецк и Луганск на Россию, рассчитывая тем самым, что именно Россия будет нести экономическое бремя восстановления этих территорий. Ну и «под шумок» перемирия решили на Россию «перевести стрелки» и относительно газовых поставок. Тут, действительно, могла бы возникнуть ситуация, когда Россия начала бы поставки газа напрямую в Донецк и Луганск. Гипотетически можно было бы предположить, что эта ситуация похожа на приднестровскую. Напомню, что газ в Молдавию идет через Приднестровье, а Приднестровье этот газ потребляет, за газ не платит. Этот газ записывается в счет долга Молдавии, который уже превысил 4 млрд долларов. При этом Молдавия долг не платит, а мы закрываем на эту коллизию глаза. Но на Украине не учли достаточно серьезное обстоятельство. Сама Украина как будто не рассматривает Донецк и Луганск как часть общеукраинского экономического пространства. А де-факто так и происходит: раз вы отказываетесь поставлять газ в эти регионы, значит, вы не считаете их частью Украины. Это, кстати, касается и решения прошлого года, когда отказались платить пенсии и производить социальные выплаты в Донецке и Луганске. Это означает, что Киев, несмотря на вопли о единой Украине, экономически Донецк и Луганск украинской территорией не считает, а вот Газпром считает. И получается, что в этом плане Газпром вполне мыслит, казалось бы, в философии официального Киева. Раз Донецк и Луганск – это территория единой Украины, значит поставки в эти регионы являются частью его общих контрактных отношений с «Нафтогазом», которые определены 19 января 2009 г.
Но почему здесь не возникло бы ситуации Приднестровья? Хитрость в том, что мы, согласно октябрьскому так называемому «зимнему пакету», перевели Украину на предоплату. Технические возможности для восстановления поставок напрямую в Донецк и Луганск были, и на Украине это прекрасно знают. Там есть два газопровода, проложенных в советское время, и мы можем напрямую поставлять газ в Донецк и Луганск, на что Киев и рассчитывал на самом деле. То есть речь шла не о том, чтобы заморозить эти регионы, а чтобы именно переложить на Россию бремя снабжения газом мятежных территорий без финансовых расходов для Киева. И проблема в том, что Газпром справедливо рассудил, что раз это часть украинской территории, то поставлять газ надо в рамках действующего контракта. А поскольку «Нафтогаз» теперь получает газ по предоплате, соответственно, и предоплата эта будет использоваться для оплаты поставок в Донецк и Луганск. Возникла глупая для Киева ситуация: хотели переложить расходы на нас, но сделать это не получилось. Деньги-то по предоплате внесли – вот из этих денег мы как раз и стали оплачивать поставки газа в Донецк и Луганск. А объемы там большие. Если сейчас ежесуточно поставки на Украину составляют 30 млрд кубов2, то в Донецк и Луганск Газпром будет поставлять 12 млн кубометров в сутки. Это означало бы, что очень быстро украинская предоплата закончилась бы. И Киеву нужно было бы либо снова вносить предоплату, тогда Газпром в очень больших объемах стал бы гнать газ в Донецк и Луганск. Либо Украина могла бы гордо сказать: «Нет, раз вы так поступаете, мы вам платить не будем». Но тогда Газпром просто прекратил бы поставки, и еще неизвестно, как Украина пережила бы конец зимы. И вот тогда великие украинские умы решили к вечеру волшебным образом восстановить поставки газа из Украины, тем самым в очередной раз показав свою «сметливость». Так, к сожалению, в Киеве и строится сегодня газовая политика.