«Северный поток — 2» — это «плохая сделка для Европы», это проект, который «может дестабилизировать Украину». Такое заявление сделал вице-президент США Джозеф Байден в Стокгольме.
Газ наш
Российский газ давно стал объектом пристального внимания США. Впервые американцы попытались встать на пути транзита нашего топлива в Европу ещё во времена СССР.
«В начале 70-х Штаты пытались заблокировать сделку по принципу «газ — трубы» между СССР и Германией, — напомнил в интервью RT президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. — Заблокировать её не удалось, но проблем они доставили много. На новом витке всё повторяется».«Северный поток» ещё в его первой редакции не давал покоя США. Американцы под предлогом сохранения экологии Балтийского моря пытались заставить Швецию и Финляндию заблокировать проект. В результате всё, что им удалось, — это продавить ограничения на работу газопровода. «Первая нитка «Северного потока» работает не на полную мощность, — отметил Ростислав Ищенко. — США смогли заставить Европу ввести ограничения в рамках третьего энергопакета. Поэтому сейчас «Газпром» вынужден ограничивать поставки».
Приложили руку Соединённые Штаты и к срыву проекта «Южный поток». И здесь не последнюю роль сыграл Джозеф Байден. «От Южного потока отказались как раз после визита в Болгарию Байдена», — напомнил в интервью RT политолог и публицист Леонид Крутаков.
Американцы верны однажды выбранной тактике. И сегодня они стращают европейцев «Северным потоком — 2», пытаясь задействовать все рычаги для влияния на страны ЕС. «Ни одна из стран не должна использовать энергию в качестве оружия. «Северный поток — 2» — это плохая сделка для Европы», — заявил Байден в Стокгольме.
Первыми сеанс внушения «об опасности энергетического оружия в руках России» прослушали Прибалтийские страны.В итоге Литва, больше всех испугавшаяся, больше всех и заплатила за диверсификацию и свою энергетическую безопасность: в 2015 году норвежский сжиженный природный газ (СПГ) обошёлся Литве вдвое дороже российского трубопроводного, а в нынешнем — в полтора раза.
В борьбе с «Северным потоком — 2» американцы нашли верного союзника. И снова постарался Байден. На встрече в Давосе вице-президент США и президент Украины пришли к обоюдному мнению, что российский газовый проект носит «сугубо политический» характер, и договорились «эффективно действовать», чтобы воспрепятствовать его строительству. Не отстала от своего соседа и Польша: в июле 2016 года антимонопольный регулятор Польши UOKiK отказал в согласовании строительства «Северного потока — 2».
СПГ против
Препятствуя строительству второй ветки «Северного потока», США пытаются убить сразу нескольких зайцев. «Оставить Европу без относительно дешёвых энергоносителей и тем самым снизить её конкурентоспособность и поставить в полную зависимость от энергоносителей, которые будут поставляться по морским путям, контролируемым США, — пояснил Ростислав Ищенко. — И второе — доставить проблемы России: на такие объёмы, которые закупает Европа, сразу покупателя не найти».
Не стоит забывать и об американском СПГ, который США активно сватают в Европу. Срыв «Северного потока — 2» — это ещё и устранение конкурента. Правда, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник считает, что поставки СПГ в Европу не более чем пиар-акция: «В Европу идут тестовые поставки СПГ. Это больше похоже на пиар-акцию. Коммерческого обоснования этим поставкам нет».
Без Украины
По мнению многих экспертов, появление «Северного потока — 2» может лишить Украину статуса страны-транзитёра. А вместе с этим и ежегодных $2 млрд дохода за транзит, о которых беспокоился ещё Арсений Яценюк в свою бытность премьером. Более того, печальные перспективы ждут и всю газотранспортную систему Украины. «Без российского газа это всего лишь металлолом», — заключил Леонид Крутаков.
В политическом плане Украина утратит один из основных рычагов давления на Россию и Европу. А если учесть, что недавно на горизонте снова замаячила тень «Турецкого потока», то шансы Незалежной остаться в центре внимания ЕС тают на глазах.
Отсюда попытки Украины любыми способами воспрепятствовать строительству «Северного потока — 2». Так, Арсений Яценюк на посту премьер-министра Украины заявил, что подаёт в суд: «Я бы хотел сообщить, что Украина подала в суд по делу о строительстве «Северного потока — 2». Это политический проект. Мы просим Европейскую комиссию начать расследование и остановить этот антиевропейский и антиукраинский проект».
Зима близко
Нервозность Украины вполне понятна. К тому же после майдана оказалось, что за российский газ всё-таки надо платить, причём по европейским расценкам. А денег в казне нет и не предвидится.
МВФ не спешит раскошеливаться. Из обещанных $17 млрд Киев получил только $6,7 млрд в прошлом году. В 2016-ом программа помощи заморожена из-за неудовлетворительных результатов экономических и политических реформ. Сказалось на похолодании отношений между МВФ и Украиной упорное нежелание последней возвращать России долг в $3 млрд. Когда наступит финансовая оттепель, не знает, видимо, даже Кристин Лагард.
В этих условиях Украине надо как-то запасаться газом на зиму. Председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев объявил, что компания уже потратила на закупку газа из Европы $272 млн из $300 млн кредита, полученного от ЕБРР. Из собственных средств остаётся только золотовалютный резерв. Но даже киевские власти понимают, что пустить золотые запасы в трубу — чревато непредсказуемыми последствиями. Поэтому, по мнению Леонида Крутакова, Украина разыграет привычную комбинацию: «Будет выбивать деньги из Европы и Америки, начнёт изымать газ из европейского газопровода и, как и в прошлом сезоне, каждый месяц получать газ по предоплате». Есть ещё вариант: попросить население потуже затянуть пояса. Но туже, похоже, некуда.
Спасительный реверс из Европы — тоже вариант сомнительный. Он вылетает Киеву в копеечку. Сам Порошенко в январе признал, что реверсные поставки оказались на 30% дороже российского газа. Но с Европой не всё так просто. У Порошенко есть на руках козырь — Украина не закачала достаточное количество газа для бесперебойного транзита в Европу. По словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, отставание в закачке газа в подземные хранилища на зиму — 2,1 млрд кубометров. И наверстать упущенное к началу отопительного сезона вряд ли удастся. Таким образом, зимой у ЕС могут возникнуть большие проблемы, если Украина начнёт перекачивать себе транзитный газ, а Россия перекроет вентиль. Поэтому Европе проще пойти на реверс с сомнительной перспективой оплаты, чем замёрзнуть и обрушить свою экономику.
Для урегулирования этих запутанных вопросов заместитель председателя Еврокомиссии по энергетическому союзу ЕС Марош Шевчович в сентябре посетит Киев, а затем Москву.
А пока Киеву остаётся уповать на милость природы — на тёплую зиму. В этом случае, как и в прошлом году, Украина сможет обойтись без российского газа. Если же ударят морозы, Украина, по мнению главного редактора РИА «Дербент» Милрада Фатуллаева, сможет решить этот вопрос либо реверсом, либо выбиванием денег из МВФ. Главное — потрепать газовой проблемой нервы Москве. Похоже, именно такая задача стоит перед киевскими властями.
«Украина несамостоятельна в принятии политических и экономических решений, — заявил Милрад Фатуллаев. — Всё решают за океаном. А там необходимо ухудшение экономического и имиджевого положения Российской Федерации».