На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Почему в США бензин дешевеет, а в России дорожает?

Мировые цены на нефть снижаются. В результате цены на бензин в Америке падают вместе с котировками, а в России все наоборот. Анализируем экономические причины, опрашиваем экспертов и сравниваем графики с 2006 года по наши дни.

Для начала — внимание на кривые. К сожалению, данные по российским ценам на бензин доступны не с 2006-го, а только с 2008 года, но и без более ранних показателей все прекрасно помнят, что серьезных трендов по удешевлению топлива у нас никогда не было.

Цены всегда росли – медленнее ли, быстрее ли, но динамика — только вверх. А вот американские расценки на заправках всегда в большей или меньшей степени зависели от нефтяных котировок.

Обратите внимание, что российские цены указаны в рублях за литр, а американские — в долларах за галлон. Галлон — это 4,55 литра. Если перевести стоимость топлива в США (2,91 доллара за галлон) в удобные для нас величины, то получится 29,35 рубля за литр неэтилированного бензина. В США нет марок Аи-92 и Аи-95, но по составу заокеанское топливо ближе к нашему 92-му.

Таким образом, по состоянию на 11 ноября 2014 в США литр бензина стоит почти на 3 рубля дешевле, чем в России.

Теперь будем разбираться в причинах. Итак, почему дорожает бензин в России?

1. Потому, что падает курс рубля и цена на нефть.

Взгляните на еще один график — это курс доллара США. Не правда ли, кривая напоминает график стоимости топлива? Все просто. Представьте, что вы продаете некий товар как за границу (получая доход в долларах), так и на домашнем рынке за рубли. Рубль упал, и вам становится выгоднее продавать за доллары, а не за рубли. Естественно, вы начинаете продавать больше товара за границу и меньше — внутри страны, потому что вы коммерческая организация, и вы себе не враг.

А теперь представьте, что мировые цены на ваш товар к тому же снижаются. Сейчас так происходит у нефтяников. У топ-менеджеров — обязательства перед сотрудниками, инвестиционные планы, а главное — давление собственников, которые не хотят терять деньги. Поэтому нефтяники продают свой товар за границу, создавая внутри российского рынка дефицит как сырой нефти, так и бензина. А когда какой-то товар в дефиците, он дорожает.

Очень большая часть нефти отправляется на экспорт. На внешний рынок выгоднее экспортировать, поэтому внутренний рынок испытвает дефицит. Это, конечно, влияет и на цены.

Игорь Буцаев,
начальник техническо-экономических исследований компании "Гипровостокнефть"

 

 

2. Потому, что государство заинтересовано в высокой выручке нефтяных компаний.

Тройку лидеров нефтяного рынка России составляют "Роснефть", "Лукойл" и "Газпром нефть". Первая и третья компании по большей части принадлежат государству. "Лукойл" — частная компания, но при этом является крупным налогоплательщиком. Налоговые поступления от нефтяников — это примерно половина (!) российского бюджета. Экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и от благосостояния добывающих и экспортирующих нефть корпораций. Если эти корпорации обеднеют, то не на что станет строить стадионы для Чемпионата мира по футболу, развивать Крым и платить пенсии бабушкам.


3. Потому, что государство повышает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и понижает экспортные пошлины.

Это называется "налоговый маневр". Стремясь сохранить налоговые поступления от нефтяников в госбюджет, государство повысило НДПИ, но взамен снизило экспортные пошлины. Что создало дополнительный повод для нефтяников продавать свой товар за границу. В результате — смотри пункт первый.


4. Потому, что государство повышает акциз на бензин.

Изначально было понятно, что даже без снижения курса рубля и падения цен на нефть "налоговый маневр" удорожает бензин на внутреннем рынке. Поэтому акциз на готовый бензин планировали снижать. Но потом выяснилось, что у страны нет средств на ремонт дорог, поэтому топливный акциз с 2015 года увеличат на 1 рубль. Это даст дополнительно 60 млрд на починку трасс, в основном в российской глубинке.

Напомним, что параллельно с этими акцизами автомобилисты продолжают платить транспортный налог, который непонятно по какой причине по-прежнему исчисляется из мощности двигателя. Кстати, когда собирались поднимать акциз, транспортный налог хотели отменять, но про это сейчас никто в Госдуме не вспоминает. А что делать, если стране нужны деньги на дороги?

 
У нас цена на топливо растет, потому что акцизы и все косвенные налоги увеличиваются. До 10% к новому году снова будет увеличение законодательное по акцизам. Поэтому до 10% прогнозируют и рост цен на бензин.

Игорь Буцаев,
начальник техническо-экономических исследований компании "Гипровостокнефть"

Что в итоге?

Повышение цен на топливо в России совершенно не удивляет тех, кто знаком с экономическим устройством страны. Федеральная антимонопольная служба может бесконечно заводить дела против нефтяных корпораций, но цены все равно будут расти, потому как экспорт нефти — это залог существования России как государства.

Обратная сторона медали

Американские журналисты (в частности, Джаред Гилмор из Christian Science Monitor) напоминают и об обратной стороне низких цен на топливо. В частности, они провоцируют отказ от гибридных и электрических автомобилей в пользу обычных, с двигателями внутреннего сгорания. А вот хорошо это или плохо, вопрос дискуссионный. Мы на Kolesa.ru к нему обязательно вернемся.

Что в итоге?

Итак, повышение топлива складывается из шести основных слагаемых:

  • падение мировых цен на нефть,
  • снижение курса рубля,
  • повышение налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортной пошлины на нефть,
  • повышение акцизов на бензин,
  • коммерческая ориентированность нефтяных компаний,
  • сильная зависимость госбюджета от налоговых поступлений.

Можно считать это большой неудачей, но сейчас в пользу повышения цен на бензин играет слишком много факторов.

Скорее всего, в 2015 году средняя стоимость бензина по России приблизится к курсу доллара, а значит, к отметке в 50 рублей.

Теперь — к опыту Соединенных Штатов. Почему же там бензин дешевеет, пока у нас он дорожает?

 
 

1. Потому, что растет добыча сланцевой легкой нефти.

Развитие технологий по добыче сланцевого газа вывели США в мировые лидеры по добыче не только "голубого топлива", но и нефти как побочного продукта этого промысла. В первом полугодии США добыли 11,5 трлн баррелей нефти, в то время как Саудовская Аравия — чуть меньше, а Россия — 11 трлн баррелей. Нетрудно догадаться, что увеличение предложения на рынке нефти сразу же потянуло цены вниз.

В Америке цена снижается, потому что у них сейчас идет очень большой рост добычи нефти в связи с разработкой сланцевых месторождений. То есть у них очень большое предложение на рынке. И вообще у них экспорт ресурсов, нефти в частности, запрещен. Поэтому на внутренних рынке у них предложение очень сильно превышает спрос. Поэтому и цена падает.

Игорь Буцаев,
начальник техническо-экономических исследований компании "Гипровостокнефть"

 

 

2. Потому, что существует реальная конкуренция между американскими нефтяными компаниями, а у экономики США есть другие доходы, кроме нефти.

Все крупнейшие американские компании — ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron и Valero — это частные, а не государственные. Кроме того, американская экономика сильно диверсифицирована — намного лучше, чем в России, развит и промышленный, и сельскохозяйственный сектор, а также сектор услуг.

Диаметральная разница между Россией и США существует, потому что конкуренции в России нет — она сведена к минимуму. Решение только одно — стимулировать конкуренцию. А возможно ли это — это тема для огромного доклада. А в США цены снижаются, потому что у них есть конкуренция, все просто.

Сергей Ветчинин,
PR-советник Ассоциации независимых нефтеперерабатывающих организаций

 

 

3. Потому, что США регулирует цены на внутреннем рынке нерыночными методами.

Собственно говоря, этим занимается и Россия, как и вообще любое другое государство, — в чистом виде капиталистических стран со свободным рыночным регулированием не существует. Американскому правительству выгодны низкие цены на топливо.

Чем ниже цены на бензин, тем дешевле логистика. А значит, дешевле товары и выше спрос на них. Сами рядовые американцы, сэкономив на топливе, радостно понесут свои деньги в торговые сети. Также не стоит списывать со счетов и геополитику: понижение цен на нефть позволяет ослаблять стратегических противников. Например Россию.

Я думаю, что регулирование цен в Соединенных Штатах поставлено намного серьезнее, чем в России. Вот эти сказки про всемогущие рыночные механизмы они остаются все-таки сказками там, где люди по-настоящему занимаются экономикой. В части электричества я хорошо знаю, что, несмотря на колебания в 15 раз первичных энергоносителей, на нефть, например, 20 лет они держали цены на электричество стабильно с точностью до 15%. Представить себе, что это делается с помощью рыночных механизмов абсолютно невозможно, исключено.

Иван Грачев,
председатель комитета по энергетике Госдумы РФ

 
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх