Андрей Коболев и Алексей Миллер
Фото УНИАН
Речь идет о разногласиях в формировании стоимости российского газа, условиях предоставления скидки, объемах закупок и расчетах по текущим поставкам, которые «Газпром» осуществляет на условиях предоплаты для потребителей на территории Украины. Кроме того, отдельной проблемой стала оплата «Нафтогазом» голубого топлива, которое «Газпром» направляет потребителям на неподконтрольных Украине территориях Донбасса, временно оккупированных сепаратистами: НАК не контролирует газоизмерительные станции, через которые идут поставки, поэтому не может подтвердить их объемы и, соответственно, их стоимость. 26 июня глава «Газпрома» Алексей Миллер оценил долг «Нафтогаза» по этим поставкам в $212 млн.
Однако российская сторона не поддержала это предложение и отказалась от подписания трехстороннего правительственного протокола.
Проблема в том, что Россия хочет видеть в новом газовом документе с Украиной объемы покупки газа и финансовые гарантии, а эти параметры в предложениях Киева и Брюсселя отсутствуют. «Нафтогаз», в частности, не может конкретизировать и зафиксировать плановые объемы по закупкам у «Газпрома». Эти параметры отсутствуют также в Прогнозном газовом балансе на текущий год, утвержденном Кабмином Арсения Яценюка, потому что ситуация с организацией импорта газа на украинский рынок нестабильна, она меняется в зависимости от политических и рыночных факторов, которые возникают по ходу урегулирования кризиса во взаимоотношениях Москвы и Киева.
Накануне венской встречи, 29 июня, российское правительство самостоятельно, без согласования с Украиной и Еврокомиссией, определило дальнейшие условия газовых поставок для «Нафтогаза». Премьер РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которым продлил предоставление скидки на газ с 1 июля до 30 сентября текущего года. Но формула расчета этой скидки изменилась, поэтому сократился и размер самой скидки.
Раньше при стоимости 1000 куб. м газа в $333,3 и выше снижение цены для Украины за счет отмены экспортной пошлины составляло $100 на каждой 1000 кубометров, а при цене ниже $333,3 скидка предполагалась на уровне 30% такой стоимости. При таких условиях цена российского газа для украинских потребителей на III квартал 2015 года должна составлять менее $200 за 1000 куб. м.
Но теперь российское правительство скорректировало ценовые условия, включив в расчет некий «аналитический показатель», который уменьшает размер скидки. По обновленным расчетам, скидка на III квартал 2015 года составила около $40, поэтому цена газа для «Нафтогаза» по контракту с «Газпромом» фактически не изменилась в сравнении с предыдущим кварталом и составляет $247,17 за 1000 куб. м.
«Условия и порядок поставок российского газа в Украину в III квартале 2015 года полностью определены, сохраняются условия, действовавшие во II квартале текущего года», – констатировали в «Газпроме».
Поэтому на решение «Нафтогаза» приостановить закупки у «Газпрома» отреагировали критично. «У украинской стороны нет оснований для того, чтобы приостанавливать закупки газа, потому что предложенные цены, с учетом принятой скидки, абсолютно конкурентоспособны. Это могут быть только лишь какие-то политические, на мой взгляд, решения, потому что экономики за таким решением никакой нет», – так заявил Новак.
Он также назвал проведенные венские переговоры «консультациями», которые прошли продуктивно. «Подписание какого-либо протокола сегодня не планировалось. Контракты на поставку и транзит газа от 2009 года выполняются, необходимости в подписании новых документов нет», – заявил глава российского Минэнерго.
26 июня Алексей Миллер говорил, что «Нафтогаз» за предоставлением скидки к «Газпрому» не обращался. «Поэтому нет обращения – нет предмета для дискуссии, нет предмета обсуждения», – заявил топ-менеджер российской монополии.
«Мы бы хотели, чтобы в этом документе были обязательства Украины по покупке газа и по закачке в подземные хранилища, объемы и обязательства европейской стороны, которые бы взяли на себя вопросы оказания финансовой помощи. Потому что вы понимаете, что там (у «Нафтогаза». – Forbes) есть проблемы с наличием денег для оплаты газа, для закачки газа в ПХГ», – акцентировал ранее Александр Новак.
В Еврокомиссии уверяют, что помогут Украине оплатить закупки газа у «Газпрома», однако финансовых гарантий, которые требует Россия, предоставлять не будут. Как и прошлой зимой, Украина может рассчитывать только на помощь ЕС в получении кредитов на закупку газа. Переговоры об этом ведутся с Международным валютным фондом, Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития.
По словам вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича, вчерашняя встреча показала, что стороны по-прежнему далеки друг от друга. «Мы договорились, что комиссия будет выдвигать идеи, чтобы подготовить следующие шаги для следующей встречи. Летом мы будем готовиться к зимнему сезону», – отметил он.
Глава украинского Минэнерго Владимир Демчишин сегодня сообщил, что следующий раунд трехсторонних газовых переговоров состоится уже осенью, в сентябре. «Я думаю, нам не стоит переводить это в далекую перспективу – вопросы очень актуальны, и мы однозначно не хотим их затягивать до начала отопительного сезона», – сказал министр. А уже на следующей неделе он анонсировал встречу в Киеве «с участием всех заинтересованных кредиторов», Минфина и Нацбанка для обсуждения условий кредитования газовых закупок «Нафтогаза».
При цене российского газа для «Нафтогаза» в $247,17 за 1000 куб. м для украинских потребителей возрастает привлекательность реверсных поставок из стран ЕС: по расчетам консалтинговой компании East European Gas Analysis, с 1 июля российский газ на границе Германии будет стоить около $200 за 1000 куб. м, а это значит, что на российско-украинской границе этот газ будет стоить около $150.
Но сегодня утром «Укртрансгаз», оператор магистральных газопроводов, зафиксировал обратную тенденцию: Украина приостановила импорт газа через Венгрию и сократила на 34,6%, по сравнению с последними числами июня, поставки с территории Словакии. В мае был прекращен импорт газа из Польши, и он до сих пор не возобновился.
Таким образом, закупки «Нафтогазом» голубого топлива на внешних рынках в настоящее время ограничены, несмотря на технические возможности, в том числе – с европейского направления, и привлекательные ценовые условия на хабах стран ЕС. Основная причина этого – дефицит финансовых ресурсов, необходимых для предоплаты трейдерам.