Здравствуй, льгота в облаках
Официально политику импортозамещения власти запустили с начала 2015 года, неофициально — ещё в 2004 году, замечал летом этого года глава Минпромторга Денис Мантуров. По данным его министерства, есть 20 отраслевых планов импортозамещения, охватывающих 1553 технологических направления, включая нефтяную, газовую, электроэнергетическую и смежные с ТЭК отрасли. Но, несмотря на повышенное внимание со стороны властей к теме импортозамещения, реальной отдачи для себя бизнес от неё так и не добился. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведённого Аналитическим центром при Правительстве РФ. В исследовании, с которым ознакомился Лайф, приняли участие 38 компаний нефтегазовой отрасли из 42 регионов России.
Так, более половины (67%) опрошенных выступили против тотального импортозамещения всех иностранных комплектующих, указывается в документах аналитиков. Без закупки за рубежом 20—50% всех комплектующих не прожила бы треть от всех компаний, свидетельствует опрос. Примерно такую же долю рынка иностранцы занимали и в 2015 году, писал Минпромторг.
Сам рынок, кстати, нельзя назвать мелким: только нефтегазовое машиностроение в прошлом году "сделало" около 476 млрд рублей, отчитывался Минпромторг. Часть рынка, естественно, держат иностранцы, и уже поэтому импортозамещение логично, посчитало большинство опрошенных (79%). По их мнению, выше всего потенциал как раз у нефтегаза.
В принципе, льготы не помешали бы никому (всего две компании не испытывают потребности в помощи от государства). Но вот парадокс: далеко не все её реально пытаются получить. Из 36 "респондентов" за "послаблениями" к государству обращались всего 16, из них получили — 14. К Фонду развития промышленности (ФРП), занимающемуся финансовой поддержкой проекта, и вовсе обращалось всего пять компаний, причём одной из них было отказано, написано в докладе.
Даже перспективному заявителю на деле получить льготу оказывается не так-то просто, поясняют аналитики центра. Причин на это хоть отбавляй — от отсутствия чёткости в правилах предоставления субсидий до неблагоприятной административной среды на региональном и федеральном уровнях. Иными словами, засилья вечного спутника российской действительности — бюрократии. Те же везунчики, которым удавалось добиться льгот, чаще всего разочаровывались в программе. Одна из самых действенных мер поддержки — получение госгарантий на инвестиционные проекты — как раз и оказалась наименее эффективной, указано в докладе.
В целом компании в господдержке разочарованы: большинство (15 из 33 компаний) не планируют в будущем обращаться в ФРП, не исключают подачи заявления на помощь всего 13 опрошенных.
Намного сильнее льгот на бизнес влияет кризисное состояние экономики, замечает половина опрошенных компаний. Менее неблагоприятные факторы: неплатежи контрагентов (выделили 39% опрошенных), недостаток оборотных средств, валютная нестабильность и сокращение спроса на производимую продукцию (порядка 33% опрошенных).
" style="box-sizing: border-box; border-style: none; vertical-align: middle; width: 749px;">
Государство видит картину иначе
Власти едва ли согласятся с данными опроса. За прошлый год отечественная кабельная промышленность выросла на 15%, нефтегазовое машиностроение — на 11%, отчитывался Минпромторг. Вырос и экспорт — на 6 и 18% соответственно, а вывоз продукции энергетического машиностроения и вовсе взлетел на 62,5%. Похоже, без ФРП дело явно не обошлось. За всё время работы в фонд инвестировали 136 млрд рублей, из которых в прошлом году в проекты вложили почти 25 млрд. Это безусловное перевыполнение планов, не без гордости рассказывали в правительстве.
Планы у отраслевого Минэнерго были грандиозные: уже к 2019 году РФ должна избавиться от всего импортного оборудования в добыче нефти, в июле обещал Владимиру Путину глава министерства Александр Новак. Надо очень постараться, чтобы уже через три года таких результатов достичь. К примеру, доля импортного оборудования на шельфе сейчас превышает 90%, не говоря уже о производстве СПГ (80%) и гидроразрыве пласта (83%). Министерство, впрочем, оценивает долю импорта всего в среднем в 27% и первые результаты обещает дать уже в будущем году.
" style="box-sizing: border-box; border-style: none; vertical-align: middle; width: 749px;">
На запрос Лайфа в Минпромторге и Минэнерго не ответили.
Для привлечения финансирования компании более чем активно обращаются за поддержкой, не согласен представитель ФРП. Уже 33 компании из отраслей, принявших участие в опросе, получили льготные займы фонда общим объёмом 8,1 млрд рублей, а это намного больше половины опрошенных, замечает руководитель пресс-службы организации Андрей Городов. По его данным, с 2014 года в ФРП поступило более 1600 заявок по всем отраслям экономики, было предоставлено 92 займа на 27,1 млрд рублей, на которые было привлечено ещё 76 млрд руб. частных денег.
— Интересно, что "административных барьеров" боятся те компании, которые даже не пробовали обращаться в ФРП и не планируют этого делать в будущем. Видимо, работает стереотип "государственное — значит сложное, бюрократическое, много бумаг", — считает собеседник.
Пакет документов ФРП для заявки мало чем отличается от условий коммерческого банка: это бизнес-план, финансовая модель проекта, документы, позволяющие проверить финансовую устойчивость и юридическую чистоту заявителя, а также наличие денежной "подушки" на случай форс-мажора, перечисляет представитель ФРП. Отличает же фонд от частных банков ставка всего в 5% годовых.
Непопулярность госгарантий на проекты сложно не заметить, признаёт Городов, но зато они находят отзыв у иностранцев. По условиям такого контракта государство гарантирует неизменность условий работы в обмен на инвестиции не менее 750 млн руб. Кроме того, летом у фонда появился новый вид займов, в которых федеральный и региональные фонды делят инвестиции в половину стоимости проекта в пропорции 70 на 30%, добавляет собеседник.
Оценивать результаты поддержки пока рано, считают опрошенные Лайфом эксперты.
— На создание нужных компетенций и рентабельных производств уходит от 5 до 15 лет, — замечает директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. — По своим опросам мы заметили, что многие руководители предприятий уже сменили ориентиры в сторону импортозамещения.
Зачастую в своём недоверии к господдержке бизнес виноват сам, считает заместитель директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.
— Плохо проработанные бизнес-планы или неумение правильно составлять заявку часто мешают компаниям добиться льгот, что закономерно рождает у них мнение, что виноваты не они, а сама система: мол, слишком уж забюрократизированная, — считает он.
Арсений Погосян