Рубль стремительно падает вслед за ценами на нефть: они впервые с декабря 2008 года опустились уже ниже 39 долларов. Все чаще звучат панические прогнозы о курсе в сто рублей за доллар. Какие варианты наиболее реальны? Многое тут будет зависеть от действий США.
Цена сорта нефти Brent упала ниже 39 долларов впервые за 7 лет (с декабря 2008 года), а курс доллара приблизился к отметке 70 рублей.
Рекордные минимумы нефти и сильное ослабление рубля провоцируют разговоры о том, что нефть может обвалиться до 20 долларов за баррель или даже повторить кризис 90-х годов, когда баррель упал до 10 долларов, а доллар может уйти к 100 рублям. Это самые страшные сценарии, которые обсуждаются сегодня на рынке. Можно ли исключить такие риски? «Текущая волатильность рынков делает реальными любые риски и прогнозы», — говорит начальник аналитического управления банка Зенит Владимир Евстифеев.
«Можно ли исключить возможность цены 20 долларов за баррель? Нельзя», — подтверждает в свою очередь директор аналитической фирмы JBC Energy Asia Ричард Горри, передает Reuters. Особенно когда «мы переходим из квартала с высоким спросом в квартал с низким спросом», добавляет он.
Как и в 2014 году, даже самый пессимистичный сценарий сейчас может оказаться недостаточно пессимистичным. «Нефть способна совершать довольно резкие скачки. Ее среднегодовое значение в 50 долларов за баррель позволяет не исключать краткосрочного панического обвала нефти к 30 долларам за баррель и соответствующего роста доллара до 100 рублей», — говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
На самом деле, уже сейчас при нефти в 39 долларов рубль должен находиться на отметке 80 рублей (а не 70). Просто Центробанк РФ пока искусственно сдерживает ослабление национальной валюты, зажимая рублевую ликвидность, отмечает Василий Олейник из ИК «Ай Ти Инвест». Однако долго регулятор не сможет держаться.
Комфортная цена нефти в рублях для бюджета должна находиться не ниже отметки 3150 рублей за баррель, а сейчас она стоит 2700 рубля, что на 13-15% ниже, посчитал эксперт. «Всего за один месяц при текущем соотношении курса рубля и нефти набегает дефицит бюджета более 250 млрд рублей. При таком крепком рубле слишком быстро начинает таять резервный фонд, поэтому долго рубль сопротивляться не будет», — объясняет Олейник.
Причины падения
Нефть показывает минимумы уже неделю после того, как в прошедшую пятницу ОПЕК не только не снизила квоты на добычу нефти, а, наоборот, подняла ее до максимального объема с 2008 года. На самом деле это было больше техническое решение: ОПЕК все лишь подняла квоту до реального уровня добычи, которая уже давно была выше установленного лимита.
Кроме того, сказывается укрепление доллара. «Нефть торгуется в долларах, поэтому на динамику цен на нефть влияет и сам курс американской валюты. За последние полтора года нефть упала почти в два раза, и половина этого падения обеспечил именно укрепляющийся доллар», — указывает Василий Олейник из ИК «Ай Ти Инвест».
Силу доллару дает как падающая нефть, так и ФРС, которая уверила рынок в высокой вероятности того, что на следующей неделе она может, наконец, поднять ставку.
«Причин для курса в 100 рублей нет»
Минфин России не видит причин говорить о курсе доллара на уровне 100 рублей. Такое мнение в пятницу высказал замминистра финансов Максим Орешкин. «Причин для курса в 100 рублей за доллар с макроэкономической точки зрения нет, особенно в 2016 года», — цитирует Орешкина ТАСС. Он оперирует данными по оттоку капитала и ценам на нефть. В этом году отток капитала составит 60 млрд долларов, среднегодовая цена на нефть составит 50 долларов за баррель.
Если эти две тенденции сохранятся и в 2016 году (то есть отток капитала замедлится, как во втором полугодие этого года и нефть будет на уровне 50 долларов), то курс рубля может быть даже крепче, чем ожидает Минэкономразвития, — 63 рубля за доллар, говорит Орешкин. В его финансовом ведомстве полагают, что в 2016 году отток капитала действительно будет меньше, чем в 2015 году. Падение же цен на нефть до уровня 30 долларов за баррель ведомство считает маловероятным. В ближайшие 5-7 лет мировые цены на нефть будут на уровне 40-60 долларов за баррель, сказал замглавы Минфина.
Повторится ли кризис 90-х
Макроэкономика действительно показывает стабилизацию. В 2014 году среднегодовая цена на нефть была все еще в районе 100 долларов, в 2015 году уже в два раза ниже – 50 долларов. Но уже в четвертом квартале этого года чиновники стали отмечать стабилизацию экономики и даже первые признаки роста. «Это скорее признаки адаптации к новой реальности, чему во многом помогло падение рубля. Оно несколько выправило конкурентоспособность нашего экспорта и сократило издержки на рабочую силу в сравнении с зарубежными странами, где курсы валют были гораздо стабильнее к доллару», — отмечает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
«Минфин в своих прогнозах опирается на то, что нефть уже близка к своему дну, и что экономика России резко сократила зарубежные заимствования. Если исходить из этих предпосылок, то рубль действительно не должен чрезмерно слабеть», — согласен Купцикевич. Однако факторы, которые тянут цены на нефть вниз, пока не позволяет с уверенностью утверждать, что дно по нефти уже пройдено или хотя бы близко, считает он.
В какой-то момент, добавляет он, можем увидеть нефть и по 25 за баррель, но вряд ли ниже. «Падение нефти до 10 долларов за баррель в настоящий момент выглядит невероятным, так как издержки на добычу в сравнении с 1990-ми кардинально выросли. Уже на 30 долларах является неэффективной значительная часть мировой добычи», — объясняет Купцикевич.
Евстифеев считает, что если нефть и может упасть до 10-20 долларов, как это было в кризисные 90-е годы, то лишь на очень короткое время. Потому, как два главных фактора – сильный доллар и переизбыток нефти, по большому счету уже учтены рынком.
Впрочем, для того, чтобы доллар рванул к 100 рублям, нефти достаточно упасть всего до 30 долларов. Но опять же, нефть не сможет держаться на уровне 30 на протяжении нескольких месяцев, поскольку при достижении и удержании этого уровня нефтедобывающие страны, в том числе и ОПЕК, будут предпринимать усилия для восстановления цен на рынке, считает Евстифеев.
Таким образом, самый страшный сценарий нельзя исключать. Но надо понимать, что он будет краткосрочным. Достаточно вспомнить прошлогодний декабрьский опыт по однодневной девальвации рубля. Причем, сейчас российская валюта будет способна быстрее отвоевать позиции обратно.
Евстифеев замечает, что внутренние факторы для рубля в 2016 году выглядят более позитивно, чем в текущем: неагрессивный график внешних погашений и продолжающееся сокращение объемов импорта обеспечит профицит текущего счета. Президент в своем послании дал четкий сигнал, чтобы дефицит бюджета был не более 3%. Это как раз обеспечивает России то, что даже в кризисное время она не будет уподобляться Греции или Украине или многим другим странам (в том числе России в 90-е) – решать проблемы за счет чужих денег. Ни к чему хорошему, как известно, это еще не приводило.
Для сравнения: у той же Саудовской Аравии дефицит бюджета достигает 20%. Россия отпустила рубль, тем самым перестала тратить свои резервы. Саудиты же стали расходовать резервы так быстро, что впервые за много лет вышли на рынок заимствований. Экономика Саудовской Аравии зависит от экспорта нефти на 90%, бюджет России – лишь на 45-50%.
Прогноз по рублю и нефти
В конечно счете прогнозы на конец этого и на следующий год куда более оптимистичные. Так, Купцикевич ожидает, что к новому году доллар будет стоить 70 рублей, евро – 77 рублей, нефть уйдет в область 37 долларов за баррель.
В начале 2016 года доллар может укрепиться до 75-80 рублей, однако уже до конца первого квартала произойдет разворот и доллар постепенно начнет слабеть до 70, и далее до 65 рублей, продолжает эксперт. «В 2016-м должна произойти та «чистка рядов нефтедобытчиков», которая так и не случилась в 2015-м, и принципиальный разворот в сторону пусть и постепенного роста стоимости сырья», — объясняет свои ожидания Купцикевич. Его прогноз также построен на том, что ФРС на следующей неделе повысить ставку, что рынки уже по сути отыгрывают как свершившийся факт.
Если вдруг ФРС «обманет» рынки и не поднимет ставку в декабре, то это будет даже лучше для России, так как это серьезно ударит по доллару, а нефть пойдет вверх. «Для рынков это могло бы быть рождественским подарком», — говорит Владимир Евстифеев. Но на такое развитие событий сейчас мало кто ставит.
Его прогноз к новому году лучше: 67 рублей за доллар и 72 рублей за евро при 43 долларах за баррель. В следующем году в среднем по году нефть будет 49 долларов за баррель, доллар – 63 рубля, евро – 66 рублей. Это вполне совпадает с ожиданием ведомств.
«Худший сценарий – это пробой отметки 38 долларов по нефти марки Brent и уход ее в диапазон 35-30 долларов за баррель, при этом курс рубля в паре с долларом достигнет отметок 75-80, — говорит Василий Олейник. – Вероятность такого сценария можно оценить в 40%». Другой, наиболее вероятный сценарий до конца года, по его мнению, – это восстановление цен на нефть уже со следующей недели и плавное укрепление рубля от отметок 70-72 рубля за доллар. На первое полугодие следующего года у него взгляд очень оптимистичный: восстановление цен на нефть до отметки 60 долларов за баррель и укрепление рубля до отметок 55-50 за один американский доллар.
Во-первых, аргументирует свой оптимизм Олейник на 2016 год, не за горами дефолты по сланцевым компаниям в США. Во-вторых, риски геополитики на Ближнем Востоке рано или поздно реализуются. В-третьих, выход Ирана на рынок нефти уже давно заложен в котировках. В-четвертых, американский доллар находится в финальной сткдии укрепления.
«После первого повышения ставки в США доллар покажет максимум и начнет сильно корректироваться ввиду целого ряда причин. Однократного повышения ставки США вполне хватит, чтобы запустить необратимые процессы и еще больше навредить экономике США, чтобы уже через год запускать новый раунд «печатного станка». То есть с горизонтом от года американский доллар начнет падать, а это также большой плюс для нефти. С очень высокой вероятность котировки марки Brent достигнут отметки в 65-70 долларов за баррель уже до конца 2016 года», — поясняет Олейник.
Осталось лишь дождаться переломного момента на рынке нефти в следующем году.