Участники картеля в поиске ответа на вызовы сланцевой нефти США
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Сотрудничество между Россией и ОПЕК в рамках соглашения о сокращении добычи нефти (так называемого пакта ОПЕК+) формирует благоприятный фон для расширения кооперации сторон в топливно-энергетической сфере.
Середина февраля оказалась богата информационными поводами по теме развития партнерства российских и арабских нефтегазовых компаний и инвестиционных групп.
Особенно высокую активность проявляет Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Как рассказал журналистам в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи глава фонда Кирилл Дмитриев, российские компании могут создать консорциум для участия в IPO (первичном публичном размещении акций) Saudi Aramco, а российские инвестбанки – в организации самой процедуры IPO. Правда, глава ВТБ Андрей Костин не подтвердил планов структур группы банка заходить в капитал Aramco, заметив при этом, что приоритет подшефной группы – вложения на российском рынке.
Но, если эта сделка состоится, она вполне может быть связана и с другим громким заявлением в рамках сочинского инвестфорума – интересом Saudi Aramco к акциями «Арктик СПГ-2». «Наши российские коллеги предложили возможность инвестиций во второй этап «Ямал СПГ», речь о проекте «Арктик СПГ-2». Это большой проект. Он станет частью газовой стратегии Aramco», – заявил министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих в Эр-Рияде.
Такой размен вполне возможен – арабы купят долю в российском проекте, а наши государственные банки – пакет саудовского гиганта. Пикантность ситуации в том, что «Артик СПГ-2» – это частный проект. И заработает от продажи его акций вовсе не государство. А вот оказывать саудовцам ответные услуги будет по большей части уже российское правительство.
Хотя уже сделаны и конкретные совместные шаги: «Газпром нефть» согласовала условия продажи эмиратскому фонду Mubadala и РФПИ 49% в «Газпромнефть-Восток» за $325 млн.
Кроме того, по словам Кирилла Дмитриева, РФПИ и Saudi Aramco в ближайшее время создадут платформу для инвестиций в российскую буровую компанию Eurasia Drilling. Также он отметил, что РФПИ и Саудовская Аравия планируют вложить в совместные проекты более $1 млрд. «Совместный фонд РФПИ и PIF и компания Saudi Aramco планируют инвестиции в Eurasia, «Новомет» и проект СИБУРа. Ожидаем закрытия в ближайшие три месяца»,— уточнил Дмитриев.
Так, от сугубо конкурентной модели поведения на глобальном рынке углеводородов, российские и ближневосточные игроки нашли алгоритм взаимодействия и теперь ставят на стратегию партнерства.
Тем более на мировом рынке нефти пока наметилась фаза коррекции: с 1 февраля, когда котировка Brent превышала $70 за баррель, наблюдается «медвежий» тренд. Цена уже тяготеет скорее к $60-65.
Усиление волатильности на рынке стимулировало интерес и к конъюнктурным прогнозам. Так, министр энергетики РФ Александр Новак на инвестфоруме в Сочи заявил, что цены на нефть в 2018 году могут колебаться в коридоре $60-70. Тем не менее он отметил, что сфокусировать внимание необходимо не на диапазоне колебания, а на средних ценах в течение года, при этом можно сказать, что прогноз на средние цены будет ближе к $60 за баррель.
А вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в интервью телеканалу «Россия 24» сообщил, что соглашение ОПЕК+ позволяет рассчитывать, что цена на нефть будет колебаться в промежутке $60-70 за баррель в ближайшие 3-4 года.
Впрочем, к самой сделке ОПЕК+ вопросов по-прежнему довольно много. Что тревожит мировой нефтяной картель. Уже сегодня необходимы новые горизонты планирования. Это подтверждает заявление президента ОПЕК, министра энергетики ОАЭ, сделанное 15 февраля. Сухейль аль-Мазруи подчеркнул, что совместно с генеральным секретарем организации Мохаммедом Баркиндо хочет в 2018 году представить проект соглашения о долгосрочном сотрудничестве стран ОПЕК+, при этом работа по разработке данного документа уже началась.
Очевидно, что приближение даты прекращения действия пакта ОПЕК+ (истекает 31 декабря 2018 года) пугает участников этого лимитирующего соглашения новыми шоками на рынке энергоносителей. Поэтому уже сейчас лидеры ОПЕК и анонсируют скорое появление неких гибридных моделей стратегического сотрудничества в рамках ОПЕК+, чтобы упредить излишнее беспокойство биржевых спекулянтов. Тем более надо что-то противопоставлять растущей сланцевой добыче в Северной Америке и амбициозным планам отдельных стран картеля (например, Нигерии) по наращиванию добычи. Впрочем, пока готовых внятных ответов у ОПЕК и России на этот счет нет.