На американском рынке нефти объявлена тревога. Появились признаки преждевременного истощения запасов нефти в бассейне Permian — одной из наиболее продуктивных сланцевых формаций США. Об этом пишет деловая газета The Wall Street Journal (WSJ).
Источником слухов стал квартальный отчет одной из работающих в Пермском бассейне компаний — Pioneer Natural Resources.
На прошлой неделе она сообщила, что стала добывать на скважинах Permian больше природного газа и газоконденсата, чем ожидалось. Инвесторы посчитали это верным признаком уменьшения запасов нефти на данных промыслах и индикатором замедления темпов роста сланцевой добычи в США.Дело в том, что на большинстве нефтяных скважин природный газ — побочный продукт добычи. По мере разработки нефтяного месторождения выделения попутного газа растут. Когда залежи нефти истощаются, давление в скважине падает, и поток газа выделяется из жидкости этаким «пузырем». Поэтому на позднем этапе разработки нефтепромысла, как правило, увеличивается добыча газа.
Так вот Pioneer Natural Resources объявила, что некоторые ее скважины, пробуренные в бассейне Permian, достигнут этапа деградации быстрее, чем ожидалось.
Что тут началось! Стоимость акций всех компаний, ведущих добычу в Пермском бассейне, стремительно покатилась под гору. По итогам прошлой недели акции Pioneer подешевели на 16%. А цена на бумаги таких нефтепроизводителей, как Parsley Energy и Concho Resources снизилась на 9% с лишним. Согласно анализу американского банка Morgan Stanley, после обнародования отчетности Pioneer премия, учтенная в акциях компаний, работающих на промыслах Permian, по отношению к компаниям других нефтеносных регионов, снизилась на 14%.
«С ростом [добычи] в Пермском бассейне, похоже, могут быть проблемы», – отметил Скотт Ханольд, аналитик компании RBC Capital Markets.
Ему вторит директор исследовательского подразделения в маркетинговой компании Wood Mackenzie Бен Шаттак. Может быть, на основании одного примера нельзя делать далекоидущие выводы. Однако данные Pioneer — лишь первая ласточка, считает эксперт.
«Всеобщее беспокойство связано с тем, что рано или поздно этот момент (увеличение добычи природного газа при снижении производства нефти— ред.) настанет. Сокращение производства нефти оказалось более крупным, чем ожидала компания и инвесторы, — подчеркнул Шаттак. — Все это вызывает серьезные вопросы».
Другая часть аналитиков попыталась добавить оптимизма в эту тревожную картину. Некоторые эксперты полагают, что опасения, царящие на нефтяном рынке США, откровенно преувеличены.
«Не думаю, что в Пермском бассейне что-то изменилось. Там самые низкие издержки, это самый выгодный район [для инвестиций] с самыми удобными породами, – утверждает Билл Костелло, портфельный менеджер инвестгруппы Westwood Holdings. — Если бы я имел возможность покупать больше [в регионе Permian], то делал бы это вновь и вновь».
Директор исследовательского подразделения компании Thrivent Financial, владеющей акциями Pioneer, Джон Гротон считает, что проблема не стоит выеденного яйца. Рост добычи газа на некоторых промыслах Пермского бассейна — временное явление. Оно отнюдь не знаменует собой грядущий «закат эры Пермского бассейна». Просто «зачастую многие вещи проходят не так гладко, как мы надеемся», философски заметил эксперт.
Отчасти его слова подтвердили результаты, которые показали компании бассейна Permian на американском фондовом рынке в течение нынешней недели. Акции некоторых из них частично восстановились в цене после кратковременного спада. Наиболее существенно из компаний, включенных в индекс S&P 500, подросли в эту среду бумаги Cimarex Energy (+7,5%). Правда, для этого ей понадобилось сообщить на весь мир, что конкретно у нее добыча нефти оказалась больше, чем ждали.
Судя по комментариям Гротона, лучше пошли дела и у возмутителя спокойствия — компании Pioneer Natural Resources.
«Число инвесторов, ценивших компанию Pioneer за безупречные показатели, оказалось гораздо больше, чем я думал», — заметил аналитик Thrivent Financial.
Но все же массовые продажи акций компаний Пермского бассейна действительно были — от этого уже никуда не деться. И факт этот означает, что некоторые инвесторы уже не так уверены в устойчивости роста добычи в формации Permian. В их душах уже поселился страх, что в свое время они, возможно, переплатили за бумаги работающих там предприятий.
В заключение сами журналисты WSJ напомнили, что значит Пермский бассейн для всего сектора сланцевой добычи в США. Так сказать, для поднятия духа.
Авторы статьи отметили необычность геологического строения формации Permian: она состоит из «стопки» пластов нефтеносной породы, которые могут разрабатываться одновременно. Потому-то нефтяные инвесторы всегда полагали, что здешние добывающие предприятия могут получать хороший доход даже при низких ценах на нефть. Как следствие, в период падения нефтяных котировок начиная с 2014 года акции компаний, работающих в Пермском бассейне, ценились дороже бумаг тех, кто ведет добычу в других регионах.
Квартал за кварталом предприятия формации Permian демонстрировали способность сохранять рентабельность при продолжающемся снижении мировых цен на энергоресурсы. Они повышали нефтеотдачу каждой скважины, активно практиковали и наращивали горизонтальное бурение. В итоге с начала 2015 года нефтедобывающие компании региона заработали 27,5 млрд долларов на дополнительных эмиссиях акций. Это 44% от общего объема средств, привлеченного на бирже всем североамериканским нефтегазом.
Успех компаний Пермского бассейна означал, что они всегда могут рассчитывать на дополнительные инвестиции. А предприятия, не работавшие в регионе, где расположена почти половина от общего числа нефтяных буровых установок в США, мечтали туда попасть и были готовы заплатить за месторождения баснословные деньги. Изменится ли ситуация сейчас, после первого тревожного звоночка?