На днях Национальная энергетическая администрация Китая объявила о планах вложить до 2020 года более $100 млрд в развитие ветряной энергетики. Ранее эксперты из КНР говорили о планах Поднебесной по стремительному сокращению потребления "ископаемых" источников до 40%. Насколько реалистичны эти планы и как их реализация может отразиться на нефтегазовой промышленности России — в материале Лайфа.
Ветер для китайцев — это дитя, порождённое вечной борьбой двух противоположных начал. Инь и янь, тьма и свет, луна и солнце, грязь и чистота. Баланса в последней из этих пар решили достичь в Национальной энергетической администрации (НЭА) Китая. Как узнал Лайф из документов ведомства, на развитие ветряной энергетики мощнейшая экономика мира планирует выделить $102 млрд.
Эти инвестиции, проведённые в рамках 13-й пятилетки, должны поспособствовать тому, что "ветряная" доля в системе национального потребления к 2020 году должна вырасти почти вдвое — с нынешних 3,3% до более чем 6%. Если же говорить о возобновляемых источниках энергии в целом, то их долю Пекин планирует увеличить с достигнутых в 2015-м 9% до 15% в 2020-м и до 20% — в 2030-м.
"Чистая" победа над "грязью"?
Столь масштабные вложения за короткий четырёхлетний цикл неудивительны. "Взросление" крупнейшего из азиатских экономических драконов долгие годы убивало экологию региона. На сегодняшний день Китай является мировым лидером по целому ряду показателей. Причём есть среди них и такие рейтинги, которые властям Поднебесной поскорее хотелось бы покинуть. Например, список государств, больше всех на планете выделяющих губительную для экологии двуокись углерода.
Эти проблемы неудивительны. Ведь экономика Китая уже давно является самой "углезависимой" в мире. К 2020-му этот показатель планируется снизить на 60%. Первые шаги на пути к "соскакиванию" с самого вредного для экологии энергоносителя были сделаны в начале года, когда правительство Поднебесной объявило об агрессивных планах по ликвидации почти тысячи шахт по всей стране. Сразу после этого глава НЭА Китая Нур Бекри объявил о начале чистой страницы в энергетике страны.
Для него решение этой задачи является делом чести не только с партийной, но и с национальной точек зрения. Бекри является этническим уйгуром и уроженцем Синьцзян-Уйгурского автономного района. Этот регион, как и весь север Китая, является самой болезненной в экологическом плане точкой страны. Нынешние колоссальные объёмы угледобычи в КНР, которые, согласно статистике, составляют порядка 3,9 млрд тонн в год, привели к тому, что треть года состояние атмосферы здесь оценивается специалистами как критически опасное для здоровья.
— Наш план развития новой энергетической идеологии КНР рассчитан на 2016–2020 годы, — говорится в документе НЭА. — Будут продуманы её основные принципы и модели. Технология ветряной энергетики является относительно зрелой и изученной. В результате чего расходы на неё год от года снижаются, хоть и остаются выше традиционных энергоносителей. Поэтому уже во многих странах мира вплотную занимаются развитием этой отрасли. Помимо экономических выгод, "ветер" способен помочь нам в борьбе с изменением климата и ростом вредных выбросов в атмосферу.
Существенного прогресса в этом направлении Китай добился ещё в ходе предыдущей, 12-й пятилетки. По её окончании "ветряная" мощность Поднебесной, согласно официальной статистике, составила более 124 ГВт. Для сравнения, у идущих по этому показателю вторыми США результат куда скромнее — только 64 ГВт. Сейчас же власти Китая намерены значительно превзойти даже эту планку.
— За 2015 год оборот мировой ветроэнергетики составил 50 млрд евро, — сказал Лайфу руководитель Ассоциации ветроиндустрии России Игорь Брызгунов. — Китай поставил из 60 ГВт, установленных в ветропарках по миру, ровно половину. Поднебесная уже третий год подряд является мировым лидером в этом направлении.
В первую очередь, как следует из документа НЭА, "ветряками" будут заниматься южные и восточные регионы страны. Помимо этого, план подразумевает и масштабное развитие индустрии производства комплектующих для ветрогенераторов. Причём свои технологии китайцы планируют масштабно экспортировать. Например, в конце ноября этого года было объявлено о подписании договора между правительством Карелии и компанией СИНОМЕК из КНР о строительстве в Кемском районе этого субъекта РФ Морской ветроэлектростанции мощностью 60 МВт. Общая сумма инвестиций в проект — 9 млрд рублей.
Согласно китайским правительственным прогнозам, с которыми ознакомился Лайф, занятость в этой отрасли в Китае к 2020 году должна почти удвоиться — с нынешних 500 тыс. человек до 800 тыс. Как отмечается в документе НЭА, особый интерес у Китая с точки зрения экспорта вызывают развивающиеся рынки Восточной Европы и Южной Америки. Говоря о последнем, стоит отметить Бразилию, которая за последний год совершила феноменальный скачок, увеличив мощность своей ветроэнергетики на 14%. А вот рынок ЕС, напротив, стагнирует.
Не постигнет ли такая же участь сырьевой экспорт России?
С момента начала охлаждения отношений Москвы с Западом российские чиновники не раз говорили о необходимости диверсифицировать свой сырьевой экспорт с помощью расширения сотрудничества с Азией. Особое внимание в этом вопросе, что неудивительно, уделялось двусторонним отношениям с сильнейшей страной региона.
Однако всё больший прогресс Китая в плане развития возобновляемых источников энергии и агрессивная политика правительства по снижению вредных выбросов в атмосферу заставили некоторых специалистов задуматься: не скажется ли это на желании России закачать главного восточного дракона своими углеводородами?
Поднебесная к 2050 году способна выстроить энергосистему, доминировать в которой с долей почти в 60% будут ВИЭ. К такому выводу пришли специалисты Китайского института энергетических исследований, с выводами которых ознакомился Лайф. Правда, для этого стране необходимо будет в ближайшее время решить ряд задач — как технологических, так и институциональных. Как следует из документов НЭА Китая, проработка этих вопросов уже ведётся.
Такое внимание Пекина именно к "ветрякам" объясняет статистика Международного энергетического агентства. Согласно ей, именно эта отрасль ВИЭ будет доминировать в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Ветроэнергетика должна стать катализатором роста в генерации энергии из возобновляемых источников (34%). Следом идут гидроэнергетика (30%) и энергия солнца (18%).
Несмотря на такой прогресс ВИЭ, Китай ещё долго будет зависим от жидких видов топлива. Согласно оценкам Института энергетических исследований РАН (ИЭИ), с которыми ознакомился Лайф, свой пик в этом отношении Поднебесная пройдёт лишь после 2030 года. Но после ситуация может резко ухудшиться.
— Уже в вероятном сценарии ожидается, что к 2030 году в Европе, США и Китае стоимость электромобиля сравняется с его бензиновыми или дизельными аналогами, — пишут эксперты института. — Инфраструктура сервисов и заправок расширится настолько, что позволит существенно увеличить его привлекательность для рядового потребителя, а значит — обеспечить масштабное замещение нефтепродуктов электроэнергией, даже без государственных субсидий, за счёт которых сейчас происходит выравнивание цен на электромобили и традиционный транспорт.
Однако, несмотря на это, основной удар китайского "ветряка" придётся далеко не на нефть, а на уголь. А здесь России бояться, в принципе, нечего. В энергетическом балансе Поднебесной уголь, вопреки всем ВИЭ-достижениям, составляет порядка 67%. Что касается нефти, то у неё этот показатель гораздо скромнее — 18%. Крупнейший поставщик угля в Китай — Австралия, чья продукция, по мнению специалистов, отличается высочайшим качеством и сравнительной дешевизной. В экспорте страны КНР занимает внушающую уважение и, ввиду последних экологических инициатив властей Поднебесной, опасение долю в 35%. Россия же свои и без того не самые большие угольные поставки в Китай сокращает год от года. По итогам 2015-го они составили порядка 14–15 млн тонн (при общем импорте этого энергоносителя в КНР более чем в 205 млн тонн в год).
Зато потребность Китая в газе будет расти. Спрос на экологичное голубое топливо в Поднебесной, согласно попавшему в распоряжение Лайфа исследованию ИЭИ РАН, составил 211 млрд кубов по итогам 2015 года. В 2025-м он должен составить уже 428 млрд куб, а к 2040-му — аж 544 млрд куб. И даже несмотря на рост собственной добычи в Китае, Россия останется главным поставщиком газа в страну. Ведь, согласно подсчётам экспертов, стоимость бурения в КНР почти в четыре раза выше, чем, например, в США. Это обусловлено сложным геологическим строением местности, отдалённостью от рынков сбыта и дефицитом технологий.
— Спрос на энергетику из возобновляемых источников в Китае будет расти — страна вынуждена сокращать энергоёмкость, чтобы начать решать экологические и климатические проблемы, — прокомментировал Лайфу ситуацию эксперт Национальной энергетической комиссии КНР Ку Хо Шань. — По моим расчётам, производство такой энергии в Китае — самое дешёвое в мире, по ветровым установкам это примерно 5–10 американских центов за кВт/ч, а по "солнцу" чуть выше, порядка 12 американских центов. Такая энергетика будет дальше расти — через 10 лет мы ожидаем, что потребление ВИЭ достигнет порядка 150 млн тонн нефтяного эквивалента, то есть в 4 раза больше, чем сейчас. Вместе с тем, я не думаю, что это скажется на снижении импорта газа или нефти из России. Москва стала надёжным партнером, у нас постоянно растёт импорт газа из РФ, он дешёвый, и заменить его чем-то другим пока сложно.
Соглашаются с китайским экспертом и специалисты ВР, которые в своём более раннем исследовании предрекали рост спроса на энергоресурсы на 37% к 2035 году. Россия при этом, по их прогнозам, сохранит лидирующие позиции. Однако они отводят главенству РФ срок как раз до 2035 года. Затем, согласно их подсчётам, экспорт трубопроводного газа будет вытесняться СПГ-поставками. Китайские покупатели ранее в этом году подписали специальные соглашения с целью импорта более 70 млрд кубов сжиженного природного газа в 2020-м.
Что касается "классического" голубого топлива, КНР будет получать порядка 38 млрд кубов в год из России по газопроводу "Сила Сибири". Также ранее между "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой компанией (CNPC) было подписано рамочное соглашение на поставку 30 млрд кубов в год через так называемый Западный маршрут, то есть через "Силу Сибири — 2".
Что касается нефти, доля России в импорте КНР должна вырасти. По состоянию на 2015 год она составила 13%. К 2040-му показатель, по оценкам ИЭИ РАН, вырастет до 18%.
Автор:
Илья Буяев