Западные издания отреагировали на недавнее подписание контракта о разработке месторождений и добычи нефти российским «Союзнефтегазом» в Сирии. «Это еще одно сообщение о поддержке Россией сирийского режима. Поддержка со стороны Москвы рассматривается как укрепление правительства в Дамаске и возможное возникновение в среднесрочной перспективе нового источника дохода для режим… Это способ для русских заработать на политической поддержке режима», — пишет Financial Times.
Издание ссылается на иорданских чиновников, которые подвергают сомнению способность России придерживаться условий соглашения, так как для его осуществления потребуется высокая степень стабильности в Сирии.
Критика совершенно понятна в свете того, что Россия в лице «Союзнефтегаза» расширит своё присутствие в стране за счет ухода западных игроков с этого рынка из-за санкций ЕС и США против Дамаска.
Не может радовать западных партнёров и тот факт, что «Союзнефтегаз» стал первой иностранной и российской компанией, получившей право на разведку, освоение и добычу нефти на «Блоке №2» в сирийских территориальных водах. Месяцем ранее сирийское правительство одобрило итоги пятимесячных переговоров между Министерством нефти и природных ресурсов и российской компанией Юрия Шафраника. К слову, структуры Шафраника уже работают в Сирии на четырех блоках на суше, передает ИТАР-ТАСС.
По данным руководителя Центра стратегических исследований в Дамаске Имада Фавзи аш-Шуэйби, на сирийском шельфе находится 14 нефтяных бассейнов: «Только четыре нефтяных поля — от ливанской границы до порта Банияс — могут обеспечить уровень добычи, соизмеримый с кувейтскими показателями», — заявил он. По прогнозам, нефтедобыча в Сирии может составить 6-7 млн баррелей в сутки.
Напомним, 25 декабря Министерство нефти и минеральных ресурсов Сирии и российская компания «Союзнефтегаз» подписали соглашение на разведку нефти на шельфе общей площадью 2190 кв. км. Такой контракт подписывается впервые за всю историю отношений двух стран. Посол России в Сирии Азамат Кульмухаметов отметил, что соглашение — «доказательство сильных экономических отношений» между Москвой и Дамаском.
Война и санкции привели к резкому спаду добычи нефти в Сирии. С марта 2011 года она сократилась на 90%. Последнее полугодие добыча находилась на отметке в 39 тыс. баррелей в день, тогда как в середине марта 2011 года речь шла о 380 тыс. баррелей. Добыча газа же упала до 16,7 млн кубометров в день в сравнении с 30 млн в докризисный период.