На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Энергетические прожекты: как избавиться от миллиарда долларов

О «невидимой руке рынка», которая самостоятельно и выгодно отрегулирует весь хозяйственный организм, с большим успехом рассказывали 20 лет назад. Либеральность придет и порядок наведет. Хотя элементарный здравый смысл подсказывает, что «невидимую» руку выгоднее всего иметь карманникам, мошенникам и прочим щипачам.

Дабы легко и непринужденно обчистить карманы у наивных организмов – будь то общегосударственные, корпоративные или личные. Какие потребуются ярлычки (приватизационные, инвестиционные, сланцево-революционные и пр.) для отвлекающего пиара, какие филькины грамоты понадобятся для проведения выверенного изъятия ценностей – дело второстепенное. На первом месте был и остается циничный посыл «Деньги ваши стали наши».

 
 
 
Что такое термощуп?
 

Иллюзорная вера в перспективы саморегулируемого рынка проявляется до сих пор. Причем масштабные проявления отмечаются в странах, веками идущих по капиталистическому пути в качестве могучих флагманов, высокотехнологичных ледоколов, лучезарных образцов для подражания и почитания. Обводятся вокруг пальца гигантские концерны с колоссальным опытом вложения огромных средств к вящей выгоде инвестора. Стоимость заблуждений измеряется миллиардами долларовых потерь. Обстряпанных с такой безукоризненной законностью, что впору водить экскурсии по местам финансовой славы «невидимых» рук. Один из таких эпизодов получил огласку и заслуживает внимательного рассмотрения – насколько оно возможно в условиях коммерческих и корпоративных тайн.

Японская корпорация Itochu входит в топ-5 крупнейших торговых домов Страны восходящего солнца. Институт таких домов – уникальная особенность японского бизнеса, они занимаются всеми отраслями экономики одновременно. Пять крупнейших корпораций контролируют две трети импорта и экспорта Японии, пронизывают всю хозяйственную жизнь страны и во многом являются самой японской экономикой. В каждом доме-корпорации имеются производственные, сырьевые, финансовые, страховые, энергетические, инновационные, транспортные. Кадровые, научные и прочие подразделения. Главным достоинством монструозных домов-компаний считается эффективное использование капитала и диверсификация рисков за счет широчайшего поля деятельности. Однако бывают исключения, которые не подтверждают, но убивают всякие правила.

Дом Itochu основан в 1858 году (все его соратники-конкуренты – тоже вековые долгожители). Он представлен в 68 странах мира и объединяет около 650 фирм с персоналом в 70 тыс. человек. Активы компании превышают 70 млрд. $, годовой оборот – 50 млрд. $, чистая прибыль составляет более 2 млрд. $ в год. Точнее, составляла до недавних пор.

Участие Itochu в международных энергетических проектах до 2011 года имело успешную историю. Компания разрабатывает – совместно с другими иностранными и российскими инвесторами – нефтегазовые месторождения россыпи Сахалин-1. Ею осуществлены крупные и выгодные вложения в азербайджанскую «нефтянку»: в каспийские глубоководные залежи углеводородов, в нефтепровод Баку-Джейхан и др. Доставка в Японию сжиженного газа из Австралии, нефти с Ближнего и Среднего Востока тоже входит в сферу бизнес-интересов Itochu, как и переработка нефтепродуктов внутри страны. Компания принимала финансовое участие в строительстве магистрального подводного трубопровода Голубой поток, по которому российский газ экспортируется в Турцию. После чего высший менеджмент концерна решил присоединиться к заокеанским сланцевым проектам.

В тот самый момент, когда в США господствовала нефтегазовая эйфория с ароматом горючих сланцев, а в Японии полыхнула фукусимская трагедия. На правительственном и парламентском уровнях, под влиянием общественного давления и национального ужаса под названием «Хиросима и Нагасаки», Токио декларировал отказ от ядерной энергетики. И вынужденно приступил к выполнению этих деклараций. Японские АЭС выводились из эксплуатации одна за другой. Импорт углеводородов достиг 270 млрд. $ ежегодно. Кто сумеет выгодно воспользоваться безъядерным статусом энергетического рынка страны Восходящего солнца – тот невероятно укрепит свои рыночные позиции, станет финансово-углеводородным императором, властелином миллиардов киловатт. Itochu сделала непозволительно высокую ставку на сланцевую революцию. И проиграла.

В ноябре 2011 года японский концерн стал обладателем 25 % акций американской нефтегазодобывающей компании Samson Resources Corp. Всего через пять месяцев после взрывов на Фукусимской АЭС и под сообщения о принудительном закрытии других атомных электростанций в Японии. Американская фирма извлекала из альтернативно-перспективных залежей Техаса и Оклахомы как нефть, так и газ, в соотношении 50/50. Samson Resources Corp. был продан по богатырской цене, на самом пике сланцевых иллюзий и многомудрых спекуляций о новой эпохе во всепланетной энергетике. Хотя история все та же: «Несите ваши денежки, иначе быть беде… А какая беда? Да вчера не принесли…».

Сумма сделки составила 1.04 млрд. $. Один миллиард 40 миллионов долларов. Более половины от чистой прибыли мегакорпорации Itochu за целый финансовый год, за многопрофильную деятельность в 68 странах мира. Через два месяца наступил 2012 год и рынок американского сланцевого газа рухнул. Инвестиционный пузырь лопнул, цены на голубое топливо обвалились ниже себестоимости добычи. Вложения в бурение сократились на 70 %, крупнейшие газовые фирмы балансировали на грани банкротства. Кризис 2012 был строго локальным – он затронул исключительно газ сланцевой добычи в США. При стоимости техасского нефтяного эталона Light Sweet свыше 100 $ за баррель японская идея побороться за американский рынок уже выглядела сомнительной. Но на осознание этой нехитрой истины ушло целых два года.

В 2014 грянул крах нефтяных цен. Хотя к тому моменту в Itochu оценивали свои миллиардные активы за океаном всего в 200 млн. $, нефтяное пике их добило. За неполных четыре года инвестиции в американский сланец были утрачены целиком и полностью. Что и было оформлено новой юридической сделкой.

В июне 2015 года компания Samson Resources Corp. согласилась выкупить обратно 25 % собственных акций у японского концерна. За 1 (один) доллар США. Это не розыгрыш и не ошибка, не фейк и не дезинформация. Договор обратной сделки размещен на официальном сайте американской Комиссии по ценным бумагам и биржам. В тексте специально оговорено, что:

«Компании Itochu и Samson Resources соглашаются с суммой в один доллар как с адекватной и полной стоимостью 25 % реализуемых акций»

Когда Ходжа Насреддин выменивал ишака на озеро, прожженный стряпчий нарек животное Серебром и указал в купчей его вес. Пять пудов серебра за целое озеро на бумаге выглядели вполне прилично. Как адекватная и полная стоимость ценного приобретения. Новая эпоха не нуждается в камуфляже для миллиардных потерь и симметричных приобретений. Японский мавр сделал свое дело и может уходить с пустым мешком из-под миллиарда. Будут деньги, приходите еще.

Корпорация Itochu далека от разорения, как и ушлый Samson от процветания. Но эпопея трансформации 1.04 млрд. $ в единственную бумажку с Дж. Вашингтоном достоверно свидетельствует о завершении сланцевой революции уже и в США. Что не мешает привлекать спекулятивный капитал и обогащаться за счет наработанного имиджа, путем эксплуатации наивных надежд. Ловкость невидимых рук – и никакого мошенничества.

Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru

Картина дня

наверх