На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НПЗ без русских. История литовской нефтепереработки как пример для Сербии

Сейчас в Сербии принято считать, что приватизация национальной нефтяной компании «НИС» могла бы принести больше пользы стране, если бы компанию купила западная корпорация, а не российская «Газпром нефть». Стоит рассмотреть пример похожей приватизации компании в Литве.

Как «ЛУКОЙЛ» хотел купить Mazeikiu Nafta…

После распада СССР вновь образованные страны мечтали о масштабном притоке инвестиций с Запада, благодаря которым их экономика должна была расцвести.

Литва не являлась исключением. В этой стране находится Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, а также экспортный терминал Бутинге. В 1991 году ещё в СССР должен был появиться государственный концерн «ЛУКОЙЛ», в состав которого планировалось включить и Мажейкяйский НПЗ. Однако из-за распада СССР этого не произошло. В Литве на базе НПЗ, экспортного терминала и сети АЗС была создана компания Mazeikiu Nafta. В 1999 году 33% акций и право на управление этой компанией получила американская корпорация Williams. Правда, американцы так и не заплатили 150 млн долларов, которые они обещали Литве за этот пакет акций. Тем более, они не вложили в модернизацию завода 600 млн долларов, как обещали.

В результате Mazeikiu Nafta стала стабильно демонстрировать убытки (например, в 2001 году убыток составил 69,3 млн долларов). Согласно договору с Williams правительство Литвы обязано было погашать убытки Mazeikiu Nafta из госбюджета. Это объяснялось тем, что контрольный пакет акций Mazeikiu Nafta принадлежал государству. Характерно, что практически все нефтепродукты Мажейкяйского НПЗ закупала англо-американская компания BP по низким ценам, благодаря чему завод и был убыточным.

«ЛУКОЙЛ» неоднократно предпринимал попытки получить контроль над Mazeikiu Nafta. Очевидно, что для Литвы это было бы выгодно, так как именно российская нефть перерабатывалась на Мажейкяйском НПЗ и экспортировалась через терминал Бутинге. Если бы «ЛУКОЙЛ» стал собственником Mazeikiu Nafta, то мощности компании были бы загружены, и она стала бы демонстрировать прибыль, а не убытки. Однако план «ЛУКОЙЛа» провалился. Власти Литвы отказались продавать акции Mazeikiu Nafta этой российской компании. Они предпочли отдать завод американцам бесплатно и гасили его плановые убытки из своего госбюджета (в итоге выплатили более 200 млн долларов).

…и почему она досталась «ЮКОСу»

Однако в середине 2002 года российская нефтяная компания «ЮКОС» приобрела 26,85% акций Mazeikiu nafta за 75 млн долларов, предоставила долгосрочный кредит на такую же сумму на модернизацию нефтеконцерна и гарантии на поставки Мажейкяйскому НПЗ в течение 10 лет не менее 4,8 млн тонн нефти ежегодно. Вскоре Williams продала «ЮКОСу» свою долю в Mazeikiu Nafta за 85 млн долларов. В результате российская компания получила контрольный пакет акций литовского концерна. Вот как охарактеризовал ситуацию президент Литвы Валдас Адамкус: «Мы постоянно ожидали, что Mazeikiu nafta всё-таки выберется из убытков и начнёт приносить прибыль, но этого не случилось. И это закономерно: вести такой бизнес без поставщиков невозможно. Снабжение завода сырьём — решающий фактор, а менеджмент компании не смог решить эту важную проблему. Mazeikiu nafta обанкротилась, хотя официально это не признано, и Williams ушёл».

В этой связи возникает вопрос: чем «ЮКОС» отличался от «ЛУКОЙЛа»? Почему одна компания понравилась властям Литвы, а другая — нет? Эти корпорации, действительно, проводили разную политику на внешних рынках. «ЛУКОЙЛ» сделал ставку на покупку нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и АЗС в странах бывшего СССР и Восточной Европы. Эта компания приобрела Одесский НПЗ на Украине, «Нефтехим» в городе Бургас (Болгария), «Петротел» в городе Плоешти (Румыния). Необходимо отметить, что все эти НПЗ нуждались в серьёзной модернизации, поэтому «ЛУКОЙЛу» пришлось вложить в них несколько сотен млн долларов. Также большие инвестиции компания направила на покупку и строительство АЗС и нефтебаз за рубежом (в том числе и в США). Западные нефтегазовые корпорации восприняли такую политику «ЛУКОЙЛа» как угрозу своим интересам. Именно поэтому «ЛУКОЙЛу» не позволили купить активы в Литве.

«ЮКОС» проводил другую политику. Эта компания не развивала собственную сбытовую сеть за рубежом. «ЮКОСа» интересовал только экспорт нефти и нефтепродуктов. Мажейкяйский НПЗ и терминал Бутинге нужны были «ЮКОСу» именно для увеличения экспортных поставок. Кроме того, в 2002 году руководители «ЮКОСа» уже вели переговоры с западными компаниями о продаже крупного пакета акций своей корпорации. Очевидно, что «ЮКОС» гораздо больше устраивал и власти Литвы, и стоявших за ними американцев. Ведь если бы американские компании купили крупный пакет акций «ЮКОСа», то они автоматически получили бы и долю в Mazeikiu nafta.

Однако в 2003 году ряд ключевых руководителей «ЮКОСа» были арестованы и российские власти попытались получить контроль над литовскими активами этой компании-банкрота. Сделать им этого не удалось. Акционеры «ЮКОСа», успевшие уехать за рубеж, продали в 2006 году контрольный пакет акций Mazeikiu nafta польской компании PKN Orlen.

Под контролем польской PKN Orlen

В мае 2006 года PKN Orlen удалось договориться с голландской «дочкой» «ЮКОСа» Yukos International и литовским правительством о выкупе соответственно 53,7 и 30,66% акций завода, что обошлось ей в 2,34 млрд долларов. Однако сделка долго оставалась открытой. С одной стороны, в России «ЮКОС» был признан банкротом, с другой — на Мажейкяйский НПЗ стали рушиться несчастья. В июле прорвало ответвление нефтепровода «Дружба», по которому осуществлялись поставки российской нефти на завод, а в октябре выгорела одна из установок по очистке топлива, и в результате НПЗ пришлось остановить на ремонт. В декабре 2006 года PKN Orlen всё же удалось закрыть сделку по покупке акций Mazeikiu Nafta. В 2007 году компания сообщила, что докупила на рынке около 4,6% акций завода, завершила ремонт и приступила к производству нефтепродуктов. Правда, российская нефть по «Дружбе» в Литву так и не пошла. «Транснефть» заявила, что не видит смысла восстанавливать нефтепровод после аварии, и сосредоточилась на поставках нефти в Белоруссию и российский порт Приморск. В результате нефть на Мажейкяйский НПЗ стала попадать через терминал Бутинге, а закупать её полякам пришлось в Приморске. Если раньше российские компании платили за право экспортировать свою нефть через литовский терминал, то теперь поляки вынуждены использовать его для импорта российской нефти. Естественно, это весьма негативно сказалось на рентабельности работы компании Mazeikiu Nafta. В частности, по итогам 2013 года компания понесла убыток в размере 94 млн долларов.

Кстати, «НИС» в 2013 году получила чистую прибыль в размере 418 млн евро и заплатила в бюджет Сербии более 1 млрд евро в виде налогов. А до покупки «Газпромом» «НИС» постоянно демонстрировала убытки. И в этом нет ничего удивительного, так как сербские НПЗ сильно пострадали в ходе бомбардировок НАТО в 1999 году.

Директор Института национальной энергетики
 

 

Картина дня

наверх