На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пока на Украине «неопределённость», Роснефть покупает одесский НПЗ. К чему бы это

Не успели мы на прошлой неделе обсудить возможную судьбу Одесского нефтеперерабатывающего завода, как появилась свежая новость — Одесский НПЗ достанется «Роснефти».

Кратко ещё раз напомним предысторию: завод долгое время принадлежал «Лукойлу», но простаивал, а в 2013 году был продан компании «ВЕТЭК».

В середине января НПЗ был заложен в качестве обеспечения по кредитам российского ВТБ. На фоне коллапса работы «ВЕТЭК» (как считается, группа была связана с семьёй В. Януковича и поэтому столкнулась с очевидным трудностями) Одесский НПЗ был передан банку ВТБ в счёт кредитов. И вот в конце прошлой недели мы задались вопросом, удастся ли в нынешних условиях доказать российскому госбанку свои права на завод (перед непонятно какими властями) и что он с ним будет делать.

Схема оказалась чуть более сложная, чем простая покупка НПЗ «Роснефтью» у ВТБ (который получил его за долги). По данным «Коммерсанта», НПЗ будет передан «Роснефти» и в счёт долга «ВЕТЭК» перед самой «Роснефтью» за поставки нефти (150 млн долл.).

На Украине у «Роснефти» уже есть НПЗ, пока простаивающий, — «Линик» (Лисичанский НПЗ в Луганской области).

Кроме того, в стране есть ещё четыре НПЗ — два на западной Украине (давно не работают, технологический уровень очень низкий), Херсонский (также не работает по тем же причинам) и крупный, с неплохим технологическим уровнем Кременчугский НПЗ (контролируется группой «Приват» И. Коломойского) — единственный в настоящее время стабильно работающий НПЗ.

Сколько в решении по Одесскому НПЗ, если оно всё же будет реализовано, политики и сколько экономики? Ведь, как известно, прибыльность нефтепереработки здесь на пределе разумного, а могут быть и убытки (именно поэтому «Лукойл» долгое время держал НПЗ законсервированным).

Но возможно, по-другому «ВЕТЭК» не смог бы или не стал бы расплачиваться с «Роснефтью» по кредиту, учитывая его нынешнее состояние. С другой стороны, и у ВТБ появляется возможность сбыть непрофильный актив, который продать было бы не так просто. Ну и конечно, вертикально-интегрированной компании, у которой есть собственные источники нефти, проще поддерживать завод, балансирующий на грани рентабельности, в рабочем состоянии.

Тем не менее, учитывая низкий технологический уровень завода и непростую ситуацию на Украине, где самые разнообразные риски сейчас высоки, — решение, разумеется, является отчасти и политическим.

Так или иначе, если приведённые в СМИ «утечки» окажутся верными, то уже два достаточно крупных НПЗ юго-восточной Украины будут находиться под контролем «Роснефти». Когда они начнут работу — сказать трудно. Запуск «Линика» до событий последних месяцев был запланирован на лето. А Одесский НПЗ уже запускался предыдущими владельцами, но сейчас очевидно столкнулся с перебоями в работе.

Отдельно стоят вопросы логистики, которая во многом и влияет на рентабельность переработки. Сначала по Одесскому НПЗ. Теоретически тут возможны три варианта.

Во-первых, т.н. «Приднепровские магистрали» (которые могли бы, опять же теоретически, оказаться наиболее выгодным маршрутом). Именно этот вариант рассматривался (с опорой на административный ресурс), когда «ВЕТЭК» купил Одесский НПЗ, но сейчас стал вновь нереальным.

Во-вторых, нефтепровод «Одесса–Броды», который периодически запускался то в аверсном, то в реверсном режиме. Но тут уже всё получается не очень выгодно экономически, а кроме того нефтепровод проходит по западным областям Украины.

Поэтому в нынешних условиях наиболее безопасный вариант — морские поставки, что уже и реализовывалось. С точки зрения экономики тоже не идеальный вариант, но экономически приемлемый, и главное — с минимальной зависимости от транзита по территории Украины.

Как представляется, относительно оперативно запустить Одесский НПЗ будет проще, чем «Линик», так как завод ещё недавно работал и поставки сырья уже налажены. А вот с Лисичанским НПЗ может быть труднее, хотя завод и находится в Луганской области, граничащей с Россией.

Ведь украинский участок нефтепровода от российско-украинской границы до НПЗ находится под контролем нефтетранспортной компании Украины «Укртранснафта». Которая формально государственная, но находится под контролем И. Коломойского.

Вот что пишет в своём последнем выпуске украинская газета «Зеркало недели», крайне западноориентированное, и, в общем-то, антироссийское издание.

Сначала прямая цитата: «Несмотря на все заслуги группы «Приват» и лично Игоря Коломойского перед революцией, его людей надо убирать от руля государственной «Укртранснафты». Далее издание рассказывает (подробности — можно прочесть поссылке), чем последнее время занималась якобы государственная «Укртранснафта»: сливом технологической нефти (то есть нефти, которая заполняет нефтепровод) на неработающих участках нефтепроводной системы. Что за счёт разницы балансовой стоимости и реальной цены нефти позволяло получать неплохой доход.

И если нефтепроводы находятся под таким контролем, то допустят ли «Роснефть» к транспортировке нефти на «Линик», создавая таким образом конкурента Кременчугскому НПЗ? Ведь именно по этим причинам в своё время было отказано Одесскому НПЗ в доставке нефти по «Приднепровским магистралям». Впрочем, тут мы опять возвращаемся к вопросам, где прогнозирование крайне затруднено. Сохранится ли вообще в нынешней Украине единый центр управления подобными централизованными системами?

Точно так же остаются и вопросы общеполитической стабильности, вносящие дополнительную неопределённость. Но будет ли запуск заводов поставлен в зависимость от уровня стабильности, или напротив, именно в том числе и работающие на Юго-Востоке российские НПЗ её и создадут — покажет время.

http://www.odnako.org/blogs/poka-na-ukraine-neopredelyonnost-rosneft-pokupaet-odesskiy-npz-k-chemu-bi-eto/

Картина дня

наверх