Данные о продажах газа на электронной торговой площадке «Газпрома» активно обсуждаются на страницах отраслевых изданий как в России, так и за рубежом. Почему это начинание привлекает внимание и о чем, собственно, речь?
Как известно, основная часть продаж российского газа в Европу происходит по долгосрочным контрактам с «нефтяной» ценовой привязкой.
Сложившаяся десятилетия назад система продаж до недавнего времени всех устраивала. Но несколько лет назад в Европе были запущены газовые биржи, и с тех пор европейские импортеры хотят, чтобы ценообразование осуществлялось на основе котировок этих площадок (нужно признать, что логика в этом есть, — все же «нефтяное» ценообразование на газ отмирает по объективным причинам: слишком разным стало использование этих двух энергоносителей). Даже в действующие контракты были введены изменения (появилась составляющая с привязкой к биржевым ценам). Но главное, что текущие долгосрочные контракты начинают постепенно завершаться, хотя этот процесс и растянется больше чем на десятилетие. А новые договора импортеры захотят подписать на новых условиях. Это, кстати, уже произошло с Норвегией: теперь страна все поставки газа в ЕС осуществляет с ценовой привязкой к газовым биржам северо-западной Европы.Но в таком случае разумно задать вопрос: а почему, собственно, поставляемый газ должен торговаться только на площадке покупателя, а не продавца? Ведь доля российского трубопроводного газа в европейском потреблении уже превышает 35 процентов и приближается к 40. Для этого России нужна своя собственная торговая площадка, а в идеале — газовая биржа.
Нельзя сказать, что никаких шагов в этом направлении не принималось ранее. Так, например, несколько лет в России уже осуществляется биржевая торговля газом на внутреннем рынке (на СПбМТСБ), где объемы торгов составляют несколько процентов от российского суммарного потребления газа. Напрямую такие цели не ставились, но негласно предполагалось, что развитие этой площадки в среднесрочной перспективе позволит осуществлять и продажи на внешние рынки.
Однако спустя несколько лет торгов стало понятно, что до выхода на внешний рынок еще очень и очень далеко: пока не решены даже все проблемы внутренней торговли газом. А для выхода на международный рынок нужен и допуск к экспорту других производителей топлива, решение вопросов с правильным исчислением экспортной пошлины и многое другое. Остается дискуссионным вопрос возможного демпинга при конкуренции между российскими производителями. Словом, использование действующей газовой биржи для продажи за рубеж — вопрос крайне отдаленной перспективы.
В то же время, по причинам, указанным выше, и затягивать создание собственной биржи или площадки для экспортных продаж уже нельзя.
Итак, с сентября прошлого года «Газпром» продает в Европу часть газа по новому каналу: через собственную электронную торговую платформу (ЭТП). Строго говоря, первые торги, называвшиеся газовыми аукционами, прошли несколько ранее, но максимально стандартизированный вариант в виде ЭТП заработал именно с сентября.
С тех пор на площадке было продано свыше двух миллиардов кубометров, а объемы продаж быстро растут. Восемнадцатого января были реализованы 72 миллиона кубометров, что в годовом исчислении соответствует 26 миллиардам кубометров (13% от всех объемов экспорта)! Правда, днем позже объем поставок кратно упал — пока «Газпром» полностью удовлетворяет заявки по долгосрочным контрактам, спрос на газ с ЭТП в значительной степени зависит от погоды. Одновременно увеличиваются и варианты сроков поставок. Если первые аукционы происходили в режиме «поставки в текущем или следующем квартале», то сейчас начались продажи и в краткосрочных режимах: на сутки вперед, с поставкой в течение недели или месяца.
Поставка газа осуществляется на различные европейские газовые хабы и/или зоны газовой торговли. Ценовых индикаторов «Газпром» пока не разглашает, это и понятно: объемы все же относительно невелики, а учитывая, что они еще и «размываются» по различным точкам и срокам, понятно, что афишировать репрезентативные ценовые индикаторы пока рано. Но статистика по объемам продаж регулярно публикуется на сайте компании «Газпром экспорт».
Так или иначе, история с новой торговой площадкой только начинается, а к ее развитию уже пристальный интерес. К примеру, всемирно известное ценовое агентство Platts, публикующее в открытом доступе ежедневно всего лишь несколько газовых новостей со всего мира, регулярно в рамках этой подборки уделяет внимание новостям по торгам на ЭТП «Газпрома».
ЭТП «Газпрома» может оказаться неплохим, хотя пока и паллиативным решением по созданию собственной системы торговли газом. Ведь проводимые аукционы по сути своей несильно отличаются от биржевой торговли, просто на стороне предложения выступает один игрок. Но отсутствие других игроков со стороны продавцов, равно как и отсутствие производных финансовых инструментов, компенсируется влиянием внешних ценовых ориентиров (цен тех самых европейских газовых бирж и хабов), на которые в любом случае пока приходится ориентироваться «Газпрому» при выставлении своих предложений. Как это происходит, видно уже сейчас.
К примеру, в начале осени цены на европейских хабах были заметно выше выставленных по контрактам с нефтяной привязкой. В результате покупатели отбирали максимальные объемы по долгосрочным контрактам, а за дополнительными шли на ЭТП, где цены были выше стоимости газа по долгому сроку, но ниже европейских биржевых цен на газ. Вероятно, так удалось быстро «раскрутить» новую форму торговли.
В ближайшее время ситуация может оказаться обратной — спотовые цены в Европе будут ниже цен на газ по контрактам с «нефтяной» привязкой. В этом случае покупатели будут выбирать по контрактам меньше (минимальные объемы «бери-или-плати» составляют около 80 процентов от всего объема контракта), а за остальным придут на новую платформу, где цены окажутся ниже контрактных.
Конечно, «Газпром» уже давно торгует и на европейских газовых биржах и хабах (через свое трейдинговое подразделение) как своим, так и чужим газом. Но зачем продавать все топливо на чужих биржах (таким образом усиливая их, а значит, усложняя создание собственной биржи), если можно часть объемов проводить через собственную торговую платформу.
Так или иначе, очевидно, что в условиях отмирания «нефтяного» ценообразования на газ и появления ценовых ориентиров на основе газовых бирж создание собственной торговой площадки для России, крупнейшего поставщика газа в Европу, задача важная. Кроме того, если перезаключить долгосрочный договор на продажу с той или иной страной не получится, всегда можно будет реализовывать необходимые этой стране объемы в рамках ЭТП.
Одновременно нужно понимать, что мы только в начале этого долгого, но нужного пути. В запасе у нас 10-15 лет: старые «нефтяные» контракты на газ будут истекать медленно и постепенно. Но и процесс становления собственной ликвидной торговли газом очень не быстр, что видно и по темпам развития биржевой торговли газом в Европе: там понадобилось для этого больше десяти лет. В среднесрочной перспективе — если помечтать — можно говорить и о продаже топлива за рубеж в рублях (сейчас торги на ЭТП проходят в евро, но не в долларах) и/или о возможном допуске других участников рынка со стороны продавца. То есть о создании полноценной российской биржевой торговли газом с поставкой в Европу и расчетами в рублях.