На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«ГОСУДАРСТВО НЕ ХОЧЕТ КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ РОССИЙСКИМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ГАЗА НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ, ИЗ-ЗА ЧЕГО И СОХРАНЯЕТСЯ МОНОПОЛИЯ «ГАЗПРОМА»

Ближайшее заседание правительственной комиссии по ТЭК не принесет каких-либо изменений в вопрос отмены монополии на экспорт газа для «Газпрома». В противном случае речь пойдет о полном реформировании газовой отрасли в стране. Удовлетворение просьбы предоставить дополнительные эксклюзивные права на экспорт газа «НОВАТЭКу», «Роснефти» или кому-либо еще, то есть изменение закона об экспорте газа, повлечет дискуссии о целесообразности существования «Газпрома» в нынешнем виде.

В нефтяном рынке есть государственная компания «Транснефть», которая оказывает в равной степени услуги всем остальным компаниям по перекачке нефти. В газовой же сфере один из участников рынка — добывающая компания — оказывает своим конкурентам услуги по перекачке газа. При этом она еще и экспортер газа.

Почему сохраняется монополия? Потому что государство не хочет конкуренции на внешних рынках. На этом будут играть покупатели, как следствие поставщики снизят цену. А значит снизятся экспортная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых, и бюджет недополучит денег.

Когда предлагают отменить монополию на экспорт газа, возникает вопрос, зачем нужна такая модель газового рынка? Ведь можно привести ее к подобию нефтяного рынка. Разделить «Газпром» на некий гипотетический «Трансгаз», добывающие активы и т.д., и приватизировать их. В приватизации будут участвовать «Роснефть» и другие государственные компании. Получится как при реформе РАО «ЕЭС». Компанию разделили, а доля государства осталась прежней.

Вопрос заключается не в том, чтобы «Роснефть» получила право на экспорт газа, а в том, чтобы Сечин «избавился» от аппаратного конкурента в лице «Газпрома» и Миллера. Поэтому в такое время подобные вопросы на одном совещании не решаются. Инициатива «Роснефти» - это ответ на ситуацию вокруг сахалинских проектов СПГ, когда этой компании фактически запретили в них участвовать. Мы видим некий «ответный удар» «Роснефти» по «Газпрому».

Игорь Юшков — ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

http://www.politcom.ru/18985.html

Картина дня

наверх