Евросоюз угрожает «Газпрому» штрафами в размере до 10% финансового оборота концерна – из-за этого демарша Еврокомиссии по конкуренции политическое противостояние между Россией и Европейским Союзом может обостриться. Так комментирует ситуацию, с трудом пытаясь занять объективную позицию, немецкое экономическое издание Süddeutsche Zeitung.
Более двух с половиной лет, с сентября 2012 года Еврокомиссар по конкуренции датчанка Маргрете Вестагер готовила иск против «Газпрома», и теперь не приходится сомневаться в цели Брюсселя – это обострение борьбы против власти сырьевой империи Кремля на газовом рынке Европы.
По словам Вестагер, Еврокомиссия установила применение «Газпромом» в его контрактах территориальных ограничений на поставки российского природного газа, вместе с обязывающими условиями, которые не позволяли реэкспортировать газ в другие государства-члены ЕС. Пользуясь такой схемой, «Газпром» выставлял завышенные счета, не позволял газу свободно перемещаться из одной страны в другую и не давал рынку возможности с выгодой использовать колебания цен. Слишком высокие цены на газ, привязанные к ценам на нефть, были выставлены пяти странам – Эстонии, Латвии, Литве, Польше и Болгарии, в которых «индексация цен газа по ценам нефти привела к ситуации неадекватных цен и незаконной тарифной политике». Используя свое доминирующее положение на рынке, «Газпром» добивался от своих клиентов необоснованных обязательств и в том, что касается инфраструктуры: Еврокомиссар привела в пример ситуации с газопроводами «Ямал-Европа» в Польше и «Южный поток» в Болгарии.
Суть претензий сводится к одному – «Газпром» мешал уменьшению зависимости Европы от российских поставок.
«Решение из Брюсселя последовало за демонстрацией силы со стороны Москвы», — считают авторы материала в Süddeutsche Zeitung. В пояснение они перечисляют отмену давно запланированного для Западной Европы «Южного потока» в пользу Турции. А также недавнее сближение Москвы с Грецией, что «Брюссель расценил как попытку газовым рычагом расколоть Европейский Союз».
Но при чем здесь последние события, если иск против «Газпрома» фиксирует «дела давно минувших дней»? И если сама Вестагер, инициатор иска от Еврокомиссии, настойчиво подчеркивает, что любые подобные действия имеют чисто экономическую мотивацию?
Что в репортаже Süddeutsche Zeitung отмечено совершенно уместно и справедливо, так это то, что «Газпром» отдаляется от Европы: концерн предостерегает Брюссель от колебаний в его энергетической политике и угрожает Европе тем, что найдет новых партнеров в Азии – денежный дождь готов пролиться на «друга Кремля» из Китая».