Под предлогом заботы об энергобезопасности Европы Польша лишь отстаивает свои экономические интересы. И это неудивительно, ведь недавнее решение Еврокомиссии позволить «Газпрому» увеличить прокачку по огибающему территорию республики газопроводу OPAL может лишить Варшаву ежегодных доходов в $400 млн.
То, о чём раньше вслух говорили лишь эксперты, теперь подтвердили и польские европарламентарии, запрос от которых в Еврокомиссию оказался в распоряжении Лайфа.Предположение о том, что польских европарламентариев беспокоит риск потери доходов от транзита российского газа по территории своей страны, эксперты уже высказывали. Именно этим можно объяснить усилия местных политиков, предпринимаемые с целью недопущения увеличения прокачки голубого топлива по «Северному потоку» и оспаривание в суде решения Еврокомиссии, разрешившей в конце октября 2016 года «Газпрому» использовать более 50% мощности газопровода OPAL (сухопутное продолжение «СП», по которому газ из РФ поступает в Евросоюз в обход Польши и Украины).
Теперь это предположение нашло документальное подтверждение.
Польша бьётся с «Газпромом» за свои «российские» $400 млн
В ноябре евродепутат от Польши Анна Эльжбета Фотыга обратилась в Еврокомиссию с запросом, в котором выразила озабоченность тем, что ЕК позволяет «Газпрому» использовать мощности газопровода OPAL больше, чем на 50%.
— Беспокоят действия комиссии, подготовившей решение в поддержку предложения германского федерального сетевого агентства предоставить «Газпрому» доступ к 80% мощности газопровода OPAL и возможности приобрести права на остающиеся 20%. В то же время «Газпром» объявил о том, что планирует расширить мощности «Северного потока», — пишет Анна Эльжбета Фотыга в письме, имеющемся в распоряжении Лайфа.
По её мнению, это означает, что «Газпром» может поставлять больше, чем 20 млрд кубометров газа по «Северному потоку» в Германию, чем сейчас ему позволено. По словам европарламентария, «как следствие, компания может приостановить транзит газа по газопроводу «Ямал» (через Польшу) и газопроводу «Братство» (через Украину) без особых последствий для рынков Западной Европы».
— Российский министр энергетики использовал это как угрозу в официальном письме польскому правительству два месяца назад, заявляя, что продолжит поставлять газ по «Ямалу», в случае если Польша прекратит настаивать на применении положений Третьего энергопакета к поставкам газа по газопроводу «Ямал» в Европу, — отмечает евродепутат.
Польша, по подсчётам Лайфа, за транзит российского газа по газопроводу Ямал — Европа получает около $0,4 млрд ежегодно. А Украина благодаря «Братству» (Уренгой — Помары — Ужгород) зарабатывает в среднем $2,1 млрд.
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко
«Не волнуйтесь за Европу, пани Фотыга»
Напомним, что изложенные в так называемом Третьем энергопакете требования обязывают «Газпром» обеспечить доступ к своей «трубе» третьим лицам, то есть другим поставщикам, которые изъявят желание снабжать газом Европу. Если таковых нет, то часть газотранспортных мощностей всё равно должна оставаться в резерве. Россию подобное предложение не устраивало, поскольку и в том, и в другом случае рентабельность проектов снижалась. Именно поэтому Москва добивалась для себя исключений.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер ранее говорил, что требования Третьего энергопакета лишают компанию возможности использования половины мощностей сухопутных газопроводов — отводов от морских газопроводов. По его словам, «Газпром», подавая к границам ЕС необходимые рынку объёмы природного газа, не может рассчитывать на использование адекватных транспортных мощностей для доставки этих объёмов к пунктам сдачи, туда, где газ меняет собственника и вливается во внутреннюю европейскую газораспределительную сеть. Проблема в том, что соответствующие регулирующие органы предоставляют «Газпрому» лишь половину принимающих мощностей, к строительству которых компания имела непосредственное отношение.
В конце октября 2016 года ЕК одобрила исключение 50% мощностей газопровода OPAL из Третьего энергопакета, что дало возможность «Газпрому» увеличить свою квоту в рамках проекта на 40%.
Это решение вызвало шквал возмущения в Польше и побудило Анну Эльжбету Фотыгу написать запрос.
— Неужели комиссия намерена прекратить расследование против «Газпрома» без ввода каких-либо штрафов за бесцеремонные нарушения правил конкуренции на рынке газа Центральной и Восточной Европы? Комиссия, действуя в интересах всех стран ЕС, планирует принимать решение, которое подорвёт безопасность газового рынка Европы, открыв его для монополистических практик «Газпрома»? Она гарантирует, что такие практики не вступят в противоречие с правом третьих сторон, которые должны иметь равный доступ к транспортным мощностям, и с соответствующими директивами Европарламента и Совета, касающимися общих правил для внутреннего рынка газа? — задаётся вопросами Анна Эльжбета Фотыга.
Европейский комиссар по вопросам климата и энергии Мигель Ариас Каньете ответил европарламентарию, что получение «Газпромом» дополнительных мощностей в газопроводе OPAL не нарушает конкуренцию на европейском рынке и никак не связано с расследованием, которое проводит ЕК в отношении российской компании.
— Газопровод OPAL не используется третьими сторонами и не является объектом тарифного регулирования. С учётом этих обстоятельств его мощность могла бы использоваться более эффективно, к примеру путём внедрения газораспределительных программ или изменением мест доставки. Выбор «Газпромом» использования разных маршрутов существует с момента постройки «Северного потока» (в 2011 году). Логическое объяснение принимаемого решения не в том, чтобы не ограничивать использование свободной инфраструктуры, а в том, чтобы гарантировать инвестиционную стабильность и эффективную конкуренцию на внутреннем рынке, — подчеркнул Мигель Ариас Каньете в своём ответе, имеющемся в распоряжении Лайфа.
По его словам, решение ЕК обеспечит улучшенный доступ к газопроводу для третьих сторон и добавит строгий контроль за этим процессом. «Половина газопровода будет объектом регулирования доступа третьих сторон с дополнительными конкурентными требованиями, позволяющими всем заинтересованным поставщикам использовать мощности газопровода», заявил Каньете.
Вместе с тем комиссия остаётся приверженной безопасности поставок и функционирования энергорынков и действует в соответствии с процедурами ЕС. В октябре 2016-го комиссия обсуждала возможность взятия «Газпромом» на себя определённых обязательств из-за опасений по снижению конкуренции на европейском рынке газа. Такие меры могли бы обеспечивать свободный переток газа в Центральную и Восточную Европу по конкурентным ценам.
Теперь российская компания должна представить обязательства, которые соответствовали бы целям ЕК. Комиссия будет их тестировать, а также предоставит такую возможность заинтересованным участникам. Впоследствии результаты будут тщательно проанализированы.
ОPALьные дела
Напомним, что в конце декабря 2016 года Европейский суд принял иск крупнейшей польской энергетической компании PGNiG, которая в начале декабря посредством своей дочерней фирмы PST оспорила решение Еврокомиссии, одобрившей исключение 50% мощностей газопровода OPAL из Третьего энергопакета. О принятии польского иска заявил тогда глава PGNiG Пётр Возняк.
— Мы остановили довольно неудачное, а для нас и вовсе вредное решение до момента его рассмотрения Европейским судом, — сказал Возняк.
Промежуточным решением суда Дюссельдорфа от 30 декабря 2016 года федеральному сетевому агентству и компании-оператору Gascade запрещено повышать уровень использования мощности газопровода OPAL. Однако, несмотря на польский «заслон», отраслевые эксперты полагают, что у «Газпрома» с немцами остаются хорошие шансы на положительное для них разрешение вопроса.
— Это решение имеет силу до вынесения судом окончательного решения, — прокомментировал Лайфу представитель Gascade Георг Вюстнер.
Представитель оператора предположил, что суд будет на стороне Еврокомиссии в споре с польской компанией.
— Мы уверены, что в скором времени суд примет окончательное решение и мы сможем реализовать вместе с федеральным сетевым агентством решения по мощности, согласованные в ноябре, — пояснил Лайфу Вюстнер.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также считает, что у «Газпрома» есть все шансы на победу:
— Польша выставляет странные аргументы. Они говорят об увеличении поставок газа из России из-за разрешения дозагрузить «Северный поток». Но при этом сами же говорят, что решение Еврокомиссии по OPAL ударит по Украине, так как транзит через неё сократится. Получается, что через «Северный поток» пойдёт не новый объём газа, а уже законтрактованный. При этом мы видим, что в последнее время ЕC меняет своё отношение к «Газпрому». Антимонопольное расследование уже не выглядит столь угрожающим, как его анонсировали в самом начале. Опять же решение загрузить OPAL стало неожиданным подарком со стороны EC. Всё это говорит о том, что европейцы начинают учитывать свои прагматические интересы, а не только руководствоваться антироссийской риторикой.
Фото: Letnews.ru