На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Главная экологическая проблема - ситуация с заповедниками

Интервью с исполнительным директором Ассоциации поддержки биологического и ландшафтного разнообразия в Крыму «Гурзуф-97» Александром Рудыком

- Каковы, на Ваш взгляд, главные экологические проблемы Крыма?
- Этих проблем достаточно много. Первое - это нехватка пресной воды как питьевой, так и для сельскохозяйственного полива из-за перекрытия Северо-Крымского канала.

В связи с этим возникает проблема, связанная с переходом на артезианские скважины. Вполне возможно, что их чрезмерная эксплуатация может загубить подземные воды. Пока это потенциальная угроза, но опыт 1950-70-х годов показывает, что такая проблема существует.

Следующая проблема – это ситуация с заповедным фондом. Природные заповедники и национальный парк были национализированы Республикой Крым и переданы в лесное ведомство в качестве региональных предприятий. Сейчас они выпали из законодательства и федерального, и регионального. В региональном законе об ООПТ [особо охраняемые природных территории - прим.] нет таких категорий. То есть один и тот же статус и у лесхоза, и у заповедника, и у национального парка.

Другая проблема заключается в том, что сейчас утверждаются новые проекты развития, в том числе инфраструктурные (строительство новых объектов, водохранилищ, ЛЭП, дорог и т.д.). Это все может привести к застройке или уничтожению естественных ландшафтов.

В Республике Крым расположены 196 ООПТ общей площадью 220 тыс. га, что составляет 8,19% площади полуострова (в т.ч. 44 ООПТ общегосударственного значения, площадью 150,5 тыс. га: 6 природных заповедников, 1 национальный парк, 14 заказников, 13 памятников природы, 1 ботанический сад, 10 парков-памятников садово-паркового искусства).

В городе федерального значения Севастополь насчитывается 12 ООПТ общей площадью 26,241 тыс. га, что составляет 0,98% от площади всего полуострова (в т.ч. 4 ООПТ общегосударственного значения - 4 заказника площадью 25690 га).

В Крыму на общей площади 335 тыс. га расположены 6 территорий водно-болотных угодий международного значения, охраняемых согласно Рамсарской конвенции: Каркинитский и Джарылгачский заливы, Центральный Сиваш и Восточный Сиваш, аквально-скальные комплексы Карадага и мыса Казантип и аквально-прибрежный комплекс мыса Опук.

- Является ли проблема отходов актуальной для региона?
- Да, конечно! Здесь две проблемы. Первая из них – общая для всех. Это то, что в системе обращения с ТБО, промышленными отходами почти ничего не делается, надеемся, пока. Планируется разработка Схемы санитарной очистки Республики Крым. Вторая - наши полигоны, даже те, которые считались нормальными, не соответствуют нынешнему российскому законодательству.

- Поможет ли строительство мусороперерабатывающих заводов решить эту проблему?
- То, что нам рекламируется как способ решения наших проблем, это все мусоросжигающие предприятия. Т.е. говорится, что они мусороперерабатывающие, но те инвестиционные проекты, которые мы видели, они все предусматривают сжигание ТБО, пиролиз. К тому же никаких ОВОСов [оценка воздействия на окружающую среду - прим.] мы также еще не видели. Пока мы можем только что-то принципиальное обсуждать, пока не будет реального проекта.

- Сможет ли Крым стать полигоном для реализации экологически значимых проектов?
- Хотелось бы верить, но есть причина для сомнений. Она заключается в чиновниках, потому что они в «зеленой экономике» ничего не смыслят. Это у них на десятом плане, судя по нынешней ситуации с заповедниками и другими природными территориями. Для них главное – решить насущные «проблемы выживания», а об экологических стратегиях развития они и не думают.

Много предприятий закрылось или почти не работает. Соответственно и загрязняют они достаточно мало. Что касается крупных проектов, те же самые мусороперерабатывающие комплексы, очистные сооружения, то их местные предприятия построить не в силах. Поэтому площадки для ТЭЦ, например, хотя и определены, но нет финансирования. Среди инвесторов оказалось только государство, а надо еще 2-3 года, чтобы они были построены и вступили в строй. 
Задачи пытаются решать по старинке и по самому простому варианту. Например, есть грунтовые воды, давайте их качать, а там посмотрим, что получится. Если появятся проблемы, то тогда и будем их решать. Или ставится задача – строить водохранилища, однако вопросы кому, когда, какие объемы, запасы, каков ущерб, то они оказываются вынесенными уже на второй план.

- Будет ли проведена модернизация предприятий промышленности?
- Раньше этим занимались частные предприятия, но сейчас у них отсутствуют деньги на это. Что касается химических предприятий (Армянск, Красноперекопск), то они были украинскими, а их сырьевая база тоже находилась на Украине. Тот же «Крымский Титан», даже если его национализируют, у него просто нет сырья для работы. Соответственно, вкладывать как при Украине деньги в природоохранные мероприятия, они сейчас не смогут. Все, что можно остановилось. Все надеются только на ФЦП [ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» - прим.], которая принята. Согласно ей, обещаются огромные деньги, строительство мусороперерабатывающих комплексов и очистных сооружений в приморских городах и поселках, развитие инфраструктуры (водопровод и канализация). Надеемся только на федеральные деньги. Местных денег у нас нет.

- Как Вы оцениваете влияние общественных организаций на экологическую политику властей? Оно значительное?
- Скорее нет, чем да. Во-первых, раньше мы все были украинские общественные организации, поэтому необходимо было перерегистрироваться. Но многие просто не сделали это. В результате общественное поле ослабело - осталось очень мало общественных организаций. Во-вторых, нет никакой поддержки. Если раньше были международные гранты, то сейчас этого нет, а в российскую систему мы еще не влились.

У нас в принципе сильное зоозащитное движение. Здесь тоже имеются проблемы, но, по крайней мере, лоббируются некоторые законы. Также мы предложили законопроект в сфере экологического образования.

Но в целом, власти плохо прислушиваются к общественным организациям. По крайней мере, такое ощущение складывается по ситуации с заповедниками. Мы писали и Аксенову [глава Республики Крым Сергей Аксенов - прим.], и Путину, и всем остальным. Пока реакции никакой. Власти нам говорят - мы сами все сделаем и вы нам не мешайте.

http://crimeagreeneconomy.ru/news/tochka_zrenija/news38.htm

Картина дня

наверх