«Документ даёт возможность принимать во внимание вопросы внешней политики, безопасности и обороны при принятии решения о том, давать ли согласие на прокладку силовых кабелей и трубопроводов в территориальных водах Дании», — пишет издание.
Это означает, что правительство страны может запретить прокладку трубопроводов в датских территориальных водах. Ранее подобную заявку могло отклонить исключительно Датское энергетическое агентство при условии, что строительство представляет значительную угрозу для экологии.
«Ожидаемый демарш»
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что решение Копенгагена было ожидаемым демаршем.
«Это довольно грустно прежде всего для самой Дании и для европейского права, потому что данный законопроект, по большому счёту, разрушает основы европейского права, в частности принцип, что закон не имеет обратной силы. Компания Nord Stream 2 AG, оператор проекта «Северный поток — 2», уже подала заявку в швейцарские органы по соответствующему законодательству. Это значит, что она должна рассматриваться по действующему закону. Это фундаментальный принцип римского права. Нельзя менять закон в уже начавшемся процессе», — заявил он в разговоре с RT.
Эксперт также отметил, что если Дания захочет по новому законодательству воспрепятствовать прокладке трубопровода, то решение уже найдено. По его словам, Россия может вывести строительство «Северного потока — 2» за пределы территориальных вод Дании, отклонившись от запланированного маршрута всего на 15 км.
«В этой экономической зоне уже действует Конвенция ООН по морскому праву, и Дания вообще не имеет права запрещать там строительство газопроводов», — заключил Симонов.
Он подчеркнул, что это экономическая зона Дании, однако не её территориальные воды.
«Решение Дании показывает, что страна уже не живёт по европейскому праву. Правда, ЕС настаивает, что нормы Третьего энергопакета должны быть распространены на «Северный поток — 2». Возникает вопрос, почему они должны быть распространены на «Северный поток — 2», если эта труба проходит в экономических зонах, то есть, по идее, она регулируется международным правом. То есть ЕС, который всё время говорил, что международное право является приоритетным, и нас всё время обвинял в том, что мы его нарушаем, теперь сам пытается его нарушить и говорит, что международное право для него не является аргументом. Эта ситуация драматична и прискорбна», — заключил директор Фонда национальной энергетической безопасности.
Он допустил, что дело может дойти до суда, однако не исключил вероятности, что оно закончится торгом, связанным с гарантиями сохранения объёма поставок газа на Украину.
При этом первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских обратил внимание, что на данный момент документ юридической силы не имеет.
«Это ещё не законодательный акт, никакой юридической силы не несёт — больше такой сигнал, «Газпрому» в частности. Всеми внешними факторами занимается правительство Евросоюза, которое одобрило сделку по «Северному потоку». Безусловно, новость неприятная. Каждый пытается вставить своё слово. Наверное, решение датского правительства — это такая попытка показать свою значимость в общеевропейском деле», — пояснил Ананских.
Не стало неожиданностью
В сентябре правительство Дании предложило внести поправки в законодательство страны, которые позволят властям блокировать проекты по соображениям безопасности и внешнеполитической целесообразности.
Такие предложения стали озвучиваться в кабмине Дании ещё в апреле — после того, как компания Nord Stream 2 AG, которая занимается планированием, строительством и эксплуатацией «Северного потока — 2», передала Датскому энергетическому агентству заявку на получение разрешения на строительство морского трубопровода и отчёт о потенциальном воздействии проекта на окружающую среду.
Предполагалось, что газопровод «Северный поток — 2» пересечёт территориальные воды и исключительную экономическую зону Дании на участке длиной 139 км и пройдёт мимо датского острова Борнхольм.
В октябре технический директор Nord Stream 2 AG Сергей Сердюков сообщил, что компания проработала вариант маршрута «Северного потока — 2» в обход Дании на случай запрета датскими властями его прокладки в территориальных водах страны.
Альтернативный маршрут, по его словам, практически не превышает по расстоянию изначальный вариант. «Расстояние не играет роли. На длине 1200 км кого интересует девиация в несколько километров?» — сказал Сердюков.
Он также отметил, что основные подрядчики по строительству газопровода не собираются отказываться от участия в проекте, несмотря на введённые США санкции.
Трубопровод «Северный поток — 2» планируется ввести в строй в конце 2019 года. Он пройдёт по дну Балтийского моря от России до Германии. Пропускная способность каждой из двух ниток будет составлять 27,5 млрд кубометров в год. Капитальные затраты на строительство оцениваются примерно в €9 млрд — с привлечением проектного финансирования стоимость проекта исчисляется почти €10 млрд.