На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Проблемы второй России

Даже если жить вахтовым методом, все равно придется иногда в Россию заезжать

Константин Симонов: Проблемы второй России

Нашу элиту всегда подозревали в том, что ее главная мечта — построить для себя «Россию-2»: страну для избранных, живущую не по общим законам, а по неписаным внутренним правилам. И в идеале чтобы с миром простых россиян не пересекаться.

Действительно, примеров такого поведения довольно много, что позволяет сделать вывод об особом типе ментальности. Возьмем хотя бы недавний сюжет с расширением списка лиц, имеющих право на обслуживание за бюджетный счет в VIP-залах аэропортов и вокзалов. Даже модернизация у нас велась по такому же лекалу. Для бизнеса по стране одни правила, а для резидентов «Сколково» — другие.

Однако построение особой России внутри общей России все равно имеет серьезные ограничения. Все равно эти миры могут сойтись и жизнь жестоко напомнит об этом. Если в стране есть проблемы с авиаперевозками, то это может сказаться и на очень статусных людях. И никто не окажется застрахован.

Или возьмем одну из популярных московским тем — автомобильный транспорт. Едет, допустим, условный полковник ФСБ в машине и думает, что может не соблюдать правила, потому что он особый человек. И подрезает машину, допустим, полковника Следственного комитета. А он-то тоже особый. И такие истории уже есть — вот один авторитетный банкир грубо обошелся в результате дорожного конфликта с человеком, который на деле оказался круче в десять раз. А на лице же не написано. Таких случаев будет все больше и больше. По понятиям жить хорошо, когда неприкасаемых мало. А если их едва ли не четверть Москвы, то ситуация меняется. И все с корочками, званиями, должностями или, на худой конец, важными номерами в телефонных книгах. Пока выяснишь, кто круче, — уже получишь фингал под глазом или битой по голове. Или возьмем качество дорог — какую бы дорогую машину ты ни водил, плохое дорожное покрытие создает дополнительные риски попадания в серьезные транспортные происшествия для всех.

Перейдем к собственности — отнимать ее хорошо, когда закон дремлет. А если передать детям — удержат ли они ее без юридической защиты, когда папа будет на глубокой пенсии? Тут правовое государство вполне бы пригодилось, если бы было.

Даже если жить вахтовым методом — т. е. иметь активы в России, а пребывать большую часть времени в Европе, — все равно придется иногда в Россию заезжать. Полностью избежать ее не получится. В общем, рано или поздно элита должна подсчитать, что же выгоднее. Тратить средства на попытки и дальше отгородиться заборами, мигалками, спецвходами и т. д. Это ведь тоже требует денег. Транзакционные издержки в этом случае довольно солидны. Или же менять общие правила, что может оказаться выгоднее. Понятно, что надеяться на моральные муки элиты не слишком приходится. Но это может быть вполне рациональный выбор. Ведь от непродуманных решений страдать будут сами избранные.

Автор — генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности 

Константин Симонов



Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/18926521/problemy-vtoroj-rossii#ixzz2lGfVQhwO

Картина дня

наверх