В споре о том, является ли Каспий «морем или озером», не удалось поставить точку. С подписанием лидерами прикаспийских государств смешанного соглашения Каспийское море было объявлено «внутренним водоемом» с особым статусом. Таким образом, вопреки расхожему мнению, видимо, будет прегражден путь к тому, чтобы часть запасов нефти и природного газа этого региона, объемы которых оцениваются в 50 миллиардов баррелей и девять триллионов кубометров, доходила по трубопроводу до Турции.
Но учитывая, что создается новый мир, нужно немного набраться терпения.
В то время как, согласно подписанной в казахстанском городе Актау конвенции, дно и недра Каспия были разграничены на разные участки, водная поверхность моря тоже была разделена с установлением территориальных вод шириной 15 морских миль, морских границ, рыболовных зон и принципов пользования ресурсами. Остальная площадь поверхности моря была открыта для общего пользования и объявлена нейтральной зоной. Однако действия в нейтральной зоне были привязаны к условиям защиты биологического богатства, рыбных ресурсов Каспия.
В силу того что при состоявшемся в воскресенье, 12 августа разделе Каспия в качестве его правового статуса учитывались особенности как озера, так и моря, а также особые случаи, и на экологическом факторе был сделан утрированный акцент, проект Транскаспийского газопровода, о котором говорится с 1996 года, может еще на некоторое время остаться в долгом ящике. Но этот газопровод при поддержке Америки многие годы сохранялся на повестке дня в качестве альтернативного России маршрута передачи газа в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию. В дальнейшем в игру вступил Европейский Союз (ЕС), взял на себя ведущую роль, но не смог получить результата.
The Caspian Sea