В украинском «Нафтогазе» решили сбросить цены на газовый транзит в 2019 году. Да не от доброты душевной или только по экономическим соображениям, но в пику России и ее совместному проекту с Германией «Северному потоку-2».
С 2020 года тарифы снизят примерно до десятой части от действующих, чтобы транзит украинской ГТС сделать в разы привлекательней, чем «Северный поток-2».
В этом случае европейские партнеры признают, что российский газопровод экономически необоснован. Свою роль при принятии решения сыграла и обида на иск «Газпрома» к «Нафтогазу».К слову, российская компания намерена получить в Стокгольмском арбитраже с «Нафтогаза» еще порядка $5,3 млрд в дополнение к ранее заявленным требованиям на сумму $31,759 млрд. Общая сумма иска тогда составит $37 млрд, включая в себя требования по оплате задолженности за поставленный в мае-июне 2014 года газ, оплату по обязательству «бери или плати» за 2012-2016 годы и пени за просрочку оплаты.
Надо же теперь хоть чем-то отплатить России, раз победа в суде остается под вопросом. Правда, неясно, каким образом «Нафтогаз» претворит свои планы в жизнь? Для снижения цены необходимо обеспечить ежегодный объем транзита газа в 110 млрд кубометров. Через Украину же транспортировалось всего лишь порядка 82 млрд кубометров. Кроме того, Еврокомиссия склоняется к тому, чтобы осенью дать добро на реализацию проекта «СП-2».
Да, Украине есть, о чем печалиться. Деньги за транзит газа киевскую казну больше не наполнят. И Штаты не смогут держать под контролем доставку российского газа в Европу, и Словакия перестанет снабжать Киев т.н. «реверсным газом». Значит, придется идти на поклон к «клятым москалям».
Другой вопрос: кто будет спонсировать Украину перед зимним отопительным периодом? Конечно же, Европа и ее налогоплательщики. Реакция последних вполне предсказуема – резко негативная. Да, и про скидки тоже можно будет забыть.
Максимум, на что пойдет Россия, чтобы получить одобрение проекта – транспортировать через ГТС Украины российский газ в меньших объемах: около 15 млрд кубометров для стран, что граничат с Украиной. В этом случае, ГТС Украины впору будет готовить к «похоронам». «Нафтогазу» придется резко повысить ставки транзитного тарифа.
Потому и неясно, как именно фантазеры из «Нафтогаза» намереваются повысить к 2020 году привлекательность украинской ГТС? Опустить цены не получится, зато подскочить они успеют после снижения транзитных объемов. И на что надеются украинские газовики? Кого баснями кормят?