В ночь на 17 января госсекретарь США Джон Керри и глава европейской дипломатии Федерика Могерини объявили о снятии санкций с Ирана. Снятию ограничительных мер предшествовало заявление генерального директора МАГАТЭ Юкио Аманы о выполнении Ираном взятых на себя обязательств по ограничению ядерной программы. Главный итог снятия санкций: США и ЕС позволили Ирану возобновить поставку «чёрного золота» в полном объёме, без ограничений.
Между тем финансовые аналитики не ждут резкого падения цен на нефть, связанного именно со снятием санкций с ИРИ. Политики тоже не ждут этого. Джон Керри напомнил, что для восстановления нефтедобывающей отрасли Ирану необходимо вложить в неё примерно 500 млрд. долларов.
И это очень большая для Ирана сумма.
По словам американского госсекретаря, опасения противников снятия санкций в значительной степени преувеличены. Иные журналисты утверждают, будто Тегеран получит от 100 до 150 млрд. долл. после «разморозки», однако глава внешнеполитического ведомства США с этим категорически не согласен. Он отметил, что иранские замороженные активы ограничиваются 55 миллиардами. 150 млрд. долл. — число «выдуманное».
«Они получат около 55 миллиардов долларов», — приводит слова Керри MIGnews.com. Мало того, и эти деньги будут выданы не сразу, а в течение «определённого» промежутка времени. Продолжительность его Керри не назвал.
Любопытно также, что в минувшее воскресенье США… ввели новые санкции в отношении ИРИ, связанные с её ракетной программой. Поэтому сами иранцы в какие-то быстрые перемены после снятия ограничительных мер не верят.
«Снятие санкций — это большой успех правительства, — сказал телеканалу «Euronews» иранский менеджер Саид Явари. — Я его могу поздравить. Но думаю, быстрых изменений ожидать не стоит. Эффект появится не сразу».
Главным результатом снятия санкций оказалось снижен мировых цен на нефть, отмечает телеканал. Тегеран пообещал продавать в день по 500 тысяч баррелей.
Однако, добавим от себя, если посмотреть на рыночные данные, то станет ясно: никакого резкого падения цен не произошло. К тому же Иран не в состоянии быстро выйти на мировой рынок. Об этом сказал Джон Керри; об этом же сказал и посол Ирана в России Мехди Санаи — только другими словами.
ТАСС цитирует блог в «Живом журнале» Мехди Санаи: «Снятие санкций с Ирана не окажет значительного влияния на уменьшение стоимости нефти. Цена на нефть до сих пор сокращалась в большой степени под влиянием других факторов».
Пока снятие санкций с Ирана заметно ударило только по саудитам и их региональным союзникам.
17 января индекс акций саудовской фондовой биржи «Tadawul» резко обвалился. По данным сайта investing.com, которые приводит «РБК», главный индикатор этой биржи, All-Share Index, при открытии торгов потерял почти 300 пунктов.
«На фондовом рынке Саудовской Аравии обвал в определённый момент превысил 7%, — напоминает «МК». — Схожая ситуация сложилась в Кувейте и Катаре. Властям последнего пришлось даже поднять цены на бензин на 30-35%».
«Bloomberg» полагает, что нефть подешевела как на фоне снятия санкций с Ирана, так и опасений роста переизбытка нефтяных запасов в мире. «Дополнительные поставки нефти Ираном оказывают влияние на дальнейшее снижение цен, возможно, [цены снизятся] до $25 за баррель», — цитирует аналитика гонконгской компании «Nomura Holdings Inc.» Гордона Квана «РБК».
Вторят Квану и другие эксперты.
Снятие санкций с Ирана укрепит переизбыток на рынке нефти, отмечает бывший помощник министра энергетики США, исполнительный директор инициативной группы по энергетике в университете «Rise» Чарльз Макконнелл.
«Выход Ирана укрепит глобальный переизбыток нефти, — цитирует эксперта РИА «Новости». — Саудовская Аравия уже заявила, что не собирается терять долю рынка. А ближневосточные поставщики имеют самые низкие эксплуатационные расходы в мире и могут позволить себе наращивать запасы».
В краткосрочной перспективе движение на рынке нефти будет нисходящим, полагает Оле Хансен из «Saxo Bank». Его мнение приводит РИА «Новости».
«Хедж-фондам по-прежнему принадлежит рекордная спекулятивная короткая позиция по фьючерсам на нефть, и их ряды продолжают пополнять игроки, которые хотят зафиксировать приемлемые (низкие) цены на будущее», — отметил эксперт.
Также аналитики указывают, что крупные нефтяные танкеры вместимостью по два миллиона баррелей каждый почти полностью заполнены иранской нефтью и готовы к отправке. Разумеется, в краткосрочной перспективе эти танкеры послужат дополнительным источником давления на нефтяные цены.
А что же Россия?
У нас, похоже, отказались даже от прогнозов. По крайней мере, правительство говорит о «плохой предсказуемости».
«Цены на нефть остаются прежними, их дальнейшая динамика также плохо предсказуема, — цитирует РИА «Новости» премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. — Более того, как вы знаете, санкции с Ирана сняты, и нефть продолжила падение сегодня. Соответственно сохраняются большие риски для пополнения бюджета, исполнения бюджетных обязательств». Об этом Медведев рассказал на совещании об исполнении бюджета на 2016 год.
«Поэтому необходимы дополнительные меры и в плане именно пополнения доходной части бюджета, и в плане более энергичного сокращения расходов, о чем мы с вами говорили на совещании в пятницу», — добавил Медведев.
Это неудивительно, добавим от себя: сырьевая экономика России значительно зависит от мировой конъюнктуры. Дешевеет нефть — тощает бюджет, курс рубля пожирает инфляция, граждане стремительно беднеют. При дешёвой нефти наше правительство становится похоже на собрание растерявшихся людей, которым ничего не остаётся, как твердить о «плохой предсказуемости» и «больших рисках для пополнения бюджета».
«Уже мало кто сомневается, — пишет «Московский комсомолец», — что нефть подешевеет до $20, если не ниже. Эксперты предрекают, что наша валюта тогда упадёт до 100 рублей за доллар. Как прогнозировал авторитетный инвестбанк «Goldman Sachs», уже при долларе в 90 рублей российскую экономику ждёт жесточайший кризис: промышленность остановится, инфляция разгонится с невероятной скоростью, безработица усилится, равно как и падение потребительского спроса. В понедельник, 18 января, официальная цена доллара дошла до 78,67 рубля (+2,1 рубля), евро — до 85,62 рубля (+2,32 рубля)».
Старший аналитик ИК «Rye, Man & Gor Securities» Сергей Пигарев сказал «Газете.ру», что в значительной степени увеличение поставок со стороны Ирана уже учтено в ценах нефти. И всё же в краткосрочной перспективе давление на котировки может продолжиться, ведь на рынок могут быть выброшены накопленные ИРИ запасы. Превышение предложения нефти над спросом на мировом рынке и без того составляет около 2 млн. баррелей в день.
«Уже в ближайшее время мы увидим начало «наступления» сырья из Ирана на европейский рынок, где российской нефти придётся конкурировать с иранской, — отмечает Пигарев. — Ценовая война за Европу может вызвать значительную волатильность котировок «чёрного золота».
Ничего позитивного, добавим от себя, от выхода Ирана на западный рынок нефти России ждать не приходится. Надо также понимать, что Ирану придётся на рынке демпинговать, чтобы привлечь к своей товару покупателей. Это окажет дополнительное влияние на нефтяные цены.
Что касается негативного влияния, то его для сырьевой экономики России сколько угодно. Об отрицательном влиянии падения цен на нефть на финансовое положение России сказал на днях А. Силуанов.
Министр финансов РФ Антон Силуанов, участвуя в программе «Вести в субботу с Сергеем Брилёвым», сообщил, что резервный фонд и ФНБ могут быть «проедены» уже в 2016 году. Цитата по ТАСС:
По мнению Силуанова, при среднегодовых ценах на нефть на уровне 25 долларов за баррель бюджет РФ недополучит в 2016 году более 3 трлн. рублей доходов: «Бюджет составлен исходя из $50 за баррель. Поэтому при разнице в два раза ($25 за баррель) хочу сказать, что для доходов вот эта разница составляет примерно 3 с лишним триллиона рублей. Если мы с вами представим, что бюджет по расходам около 16 триллионов рублей, то сокращение доходов на 3 триллиона — это серьёзно».
Тем временем финансовые эксперты говорят не только о 25 долларах за баррель, но и о 20. В краткосрочной перспективе пока нет факторов, способных помешать этому, считает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова, чьё мнение приводит деловая газета «Взгляд».
Издание отмечает, что уже и глава Минэнерго порекомендовал компаниям сделать стресс-тесты на цену 25-30 долларов за баррель.
Правда, в долгосрочной перспективе низкие цены на нефть приведут к существенному снижению добычи, и это спровоцирует отскок нефтяных котировок, считает та же Желаннова. Ей вторят другие эксперты.
«Падение цен ниже 25 долларов сделает нерентабельной добычу уже не только сланцевых компаний, — сказал изданию Валерий Полховский из ГК «Forex Club». — В первую очередь сюда можно отнести Канаду с её нефтью, добываемой из битуминозных песков Альберты. А это около 2,8 миллиона баррелей в сутки».
И вот тут-то и вступит в игру Иран, сделавший ставку на понижение цены.
У иранских компаний себестоимость добычи более низкая, чем в целом по рынку, пишет газета «Взгляд».
Низкая себестоимость добычи позволит ИРИ вытеснять других игроков и занять полагающуюся долю рынка, говорит В. Полховский.
Однако справится ли ИРИ? Способна ли эта страна реализовать свои амбициозные планы по наращиванию экспорта нефти?
Иранцы настроены оптимистично. Как сообщает «IRNA» со ссылкой на министерство нефти Ирана, Иран планирует к осени 2016 года увеличить экспорт сырой нефти до двух миллионов баррелей в день.
«Мы уверены, что вскоре после снятия санкций нам удастся увеличить ежедневные поставки нефти на 500 тысяч баррелей, а после шести-семи месяцев увеличим экспорт на миллион», — приводит газета «Взгляд» слова министра нефти Биджана Намдара Зангане.
В ближайшие месяцы ожидать роста цен на нефть не стоит. Это связано со значительным превышением спроса над предложением и витком нового мирового экономического кризиса, начавшегося ещё в прошлом году с обвалом китайского фондового рынка. Дополнительным фактором, который в ближайшем будущем повлияет на нефтяные цены, станет выход на западные рынки нефти Ирана, с которого на днях были сняты санкции. Чтобы вернуть утерянную рыночную долю, Иран будет демпинговать — при низкой себестоимости добычи «чёрного золота» он может себе это позволить. В краткосрочной перспективе цена нефти может упасть до 25 и даже до 20 долларов за баррель, считают эксперты. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, при среднегодовых ценах на нефть на уровне 25 долларов за баррель бюджет РФ недополучит в 2016 году более 3 трлн. рублей.
— специально для topwar.ru