Хотя этот вопрос практически не освещается аналитиками в СМИ, но развитие Россией своих проектов по добыче нефти и газа из новых месторождений в Арктике будет всё больше и больше подрывать значение ближневосточной нефти.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон позорно заявила накануне президентских выборов 2012 года: «Соединённые Штаты должны не обращать внимания на насилие и экстремизм, распространившиеся после ряда революций «Арабской весны», и усилить поддержку молодых демократий в регионе для обеспечения в безопасности в долгосрочной перспективе».
С тех пор Ближний Восток взорвался — ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. – Прим. ред.) завоевал более половины Сирии и Ирака; Ливия охвачена гражданской войной; прошла волна террористических актов в Европе и Соединённых Штатах; а Турция переживает последствия, как говорят, спонсируемого иностранным государством военного переворота.
Вся эта нестабильность, судя по историческому опыту, должна была бы взметнуть вверх цены на нефть и ударить по американской экономике. Но резкое увеличение в США добычи «нефти и других продуктов» до 14,4 миллиона баррелей в июне удержали цены на нефть немного выше уровня 40 долларов.
Саудовская Аравия увеличила производство нефти в надежде обанкротить сланцевую индустрию в США, что помогло бы подтолкнуть цены вверх. Но к ужасу саудовцев, любое сокращение производства в США компенсируется за счёт развития Россией арктических проектов.
Нефтепровод Лукойла в Баренцевом море Харьяга начал давать нефть в 2008 году. Поставки достигают 40 тысяч баррелей в сутки и увеличатся до 230 тысяч баррелей к 2020 году.
На шельфовом нефтяном месторождении Приразломное началось первоначальное производство в декабре 2013 года, обеспечивая круглогодичный экспорт с конца 2015 года. Производство нефти средней плотности составляет сейчас около 35 тысяч баррелей в сутки и должно достичь полной мощности 110 тысяч баррелей в сутки к 2020 году.
В мае президент Владимир Путин открыл добычу на соседнем месторождении Новопортовское, которое, как ожидается, позволит увеличить производство с 25 тысяч баррелей в сутки сегодня до 125 тысяч баррелей к 2019 году и до 170 тысяч баррелей в последующий период.
Российская добыча в Арктике в ближайшее время превысит 240 тысяч баррелей в сутки, что сравнимо по объёмам с тем, что выходит из ливийских портов. Но эти цифры были бы значительно выше, если бы иностранного партнёра Роснефти Exxon на месторождениях в Карском море не заставили в связи с санкциями Запада уйти из проектов в 2014 году (после вложения туда 700 миллионов долларов).
Добыча на месторождениях имени Требса и Титова в Карском море в настоящее время составляет 45 тысяч баррелей лёгкой малосернистой нефти в сутки. Добыча, как ожидается, достигнет пика около 200 тысяч баррелей в сутки к 2020 году. Но это без запуска добычи из открытых Exxon огромных запасов на соседнем месторождении Университетская-1.
Несмотря на ограничения в финансировании в России, арктические скважины могли бы добавить дополнительно 425 тысяч баррелей в сутки к общей добыче нефти к 2020 году. Хотя это лишь 4 процента от ежесуточных 11 миллионов баррелей текущего производства, но они не дадут России сократить производство нефти в будущем.
Россия рассчитывает инвестировать 400 миллиардов долларов в арктические проекты в течение ближайших 15 лет и довести производство до 3 миллионов баррелей нефти в сутки.
В конце концов, западные санкции будут сняты и средства из глубоких карманов Exxon Mobile вернутся в проекты, ускоряя развитие арктической нефтяной инфраструктуры.
Сергей Лукавский,
Источник: tpp-inform.ru.