Российская нефтяная компания «Роснефть» начинает новый этап в расширении своего присутствия в Германии. Актуальность этого решения в современной геополитической и экономической обстановке трудно переоценить
Кучер Егор
Несмотря на санкции Запада против России, крупный российский бизнес отнюдь не отказывается от развития сотрудничества со странами Европы.
В необходимости дальнейшего уверенного развития взаимовыгодных партнёрских отношений компаний России и Германии нет необходимости убеждать ни российский, ни немецкий бизнес. Отправной точкой здесь служит накопленный потенциал, который теперь может быть реализован, попутно продвинув вперед и взаимодействие Москвы с Берлином.Локомотивом этого процесса в топливно-энергетическом комплексе является крупнейшая нефтяная компания России — «Роснефть». Её проекты в Германии до сих пор были успешными, однако сам немецкий рынок достаточно консервативен. Во всех его сегментах присутствуют уже привычные игроки — Shell, BP, Total. Эти гиганты занимаются переработкой на НПЗ, оптовыми продажами нефтепродуктов и владеют сетями автозаправочных станций.
Теперь у немецкого рынка появится новый импульс к развитию сотрудничества с Россией и «Роснефтью». До настоящего времени российская компания вела дела в Германии через своего партнёра — BP. Через эту компанию, в частности, происходила реализация нефтепродуктов. Теперь же «Роснефть» намерена выйти на немецкую клиентскую базу напрямую — через свою «дочку», компанию Rosneft Deutschland, которая с начала 2019 года начала самостоятельные продажи.
Новые клиенты
В интервью немецкому изданию Handelsblatt глава Rosneft Deutschland Брайан Честерман рассказал, что клиенты в Германии с радостью встретили ещё одного игрока на рынке. Сотрудничество через BP он оценил как крайне успешное, однако оно не исключало намерения начать в Германии работать напрямую. Такие планы появились у «Роснефти» ещё в 2015 году.
«Это мы и осуществили в начале года — как и было запланировано. Это был логичный шаг. Мы также видим в этом подтверждение важности немецкого рынка для компании», — приводит издание слова Честермана.
Rosneft Deutschland в настоящий момент имеет уже свыше 500 клиентов как в самой Германии, так и в Польше, Чехии, Швейцарии, Австрии и Франции. Поставки нефтепродуктов при этом также диверсифицированы — они идут автомобильным, речным и железнодорожным транспортом.
На данный момент, конечно, нашим приоритетом является расширение клиентской базы. Мы всегда открыты для возможностей на рынке. Это относится и к нашим активам в НПЗ. Но нас также регулярно спрашивают, хотим ли мы покупать автозаправочные станции. Если будет выгодная возможность, мы рассмотрим её. Мы ничего не исключаем,
— сказал господин Честерман.
Тот факт, что самостоятельное ведение всех дел в Германии «Роснефтью» — это позитив как для компании, так и для самого рынка, уверены и эксперты. Аналитик Commerzbank Ойген Вайнберг отметил, что «Роснефти» удалось сделать это самым выгодным способом для всех участников. Ведь передела рынка не происходит, всего-навсего было исключено промежуточное звено, что также в интересах потребителей.
«Роснефть» на немецком рынке
Россия сегодня по поставкам нефти в Германию серьёзно опережает Норвегию, Ливию и Казахстан. Поставки идут по нефтепроводу «Дружба», по веткам которого нефть попадает и в Германию на НПЗ РСК в Шведте, мажоритарным акционером которого является «Роснефть».
Российская компания владеет 54% в НПЗ в Шведте, а также имеет 25% в НПЗ Bayernoil в Фобурге и 24% в НПЗ MiRO в Карлсруэ. Эти НПЗ сосредоточены на производстве всей «линейки» нефтепродуктов — бензина, дизтоплива, авиационного керосина, нефтехимии и битума. «Роснефть» сегодня занимает третье место по объёму нефтепереработки в Германии, а также является одним из лидеров по оптовым поставкам топлива.
Германия при этом является страной, которая особенно тщательно следит за экологическими стандартами нефтепереработки. Всем известен печальный случай с так называемым дизельгейтом — скандалом в немецком автопроизводителе Volkswagen, когда экостандарты дизельных двигателей были «подкручены» таким образом, чтобы лишь отображать соответствие стандарту. С тех пор немецкие власти с особым вниманием относятся к соблюдению норм безопасности нефти и нефтепродуктов для окружающей среды.
Фото: Pand P Studio / Shutterstock.com
По словам главы Rosneft Deutschland, к растущим требованиям в сфере экологической безопасности следует относиться спокойно — они отвечают запросам времени и долгосрочным перспективам нефтеперерабатывающей отрасли.
Мы убеждены, что спрос на жидкие углеводороды продлится ещё долгое время. Для судов, самолётов или грузовиков, а также продуктов нефтехимии, вероятно, не будет альтернативы нефти в долгосрочной перспективе,
— сказал господин Честерман.
Если не будет меняться основной вектор спроса и нефтепродукты останутся востребованными ещё длительное время, то новое слово в экостандартах должно быть сказано синтетическим топливом, полагает глава «дочки» «Роснефти». В то же время о повсеместном производстве такого топлива говорить пока рано, так как для этого необходима законодательная база.
Таким образом, «Роснефть» показывает пример развития эффективного сотрудничества в современных условиях. В последнее время очень много говорится о взаимодействии России и Германии в разных сферах, о неприятии немецким бизнесом антироссийских санкций, о важности расширять сотрудничество в ТЭК. В то же время «Роснефть» сегодня не теоретизирует этот процесс, а стоит в его авангарде, открывая новые возможности для себя и государства реальными делами, а не словами.