Немецкие политики и СМИ беспокоятся за украинский транзит газа, а не за собственную экономику
Немецкие политики опасаются кризиса доверия в отношении России из-за возможного прекращения транзита газа через Украину.
Российский президент Владимир Путин обещал канцлеру Ангеле Меркель, что после запуска газопровода «Северный поток — 2» украинский транзит сохранится, однако в российском правительстве этот вопрос ставят под сомнение, пишет немецкая «Хандельсблатт».
Беспокойство немецких политиков вызвало интервью министра энергетики России Александра Новака «Газете.Ru», в котором он заявил, что для сохранения транзита российского газа через территорию Украины Киеву необходимо модернизировать свою ГТС «до уровня хотя бы соответствующих современным технологиям».
«Себестоимость транспортировки газа по „Северному потоку-2“ на сегодняшний день обходится почти в два раза дешевле потребителю, чем себестоимость транспортировки по газовой системе Украины», — уточнил он.
Глава ведомства также рассказал об обсуждении возможности заключения нового контракта, одним из условий которого является экономическая привлекательность этого маршрута.
«Должны быть предоставлены условия, которые были бы конкурентоспособны по отношению к другим маршрутам, таким как „Турецкий поток“, „Северный поток-1“, „Северный поток-2“, „Ямал -Европа“ (газотранспортная система, которая проходит по территории Белоруссии и Польши), и, соответственно, тарифы на прокачку газа должны быть конкурентными», — сказал он. Кроме того, должны быть урегулированы споры, которые сейчас рассматриваются в арбитражных судах.
К словам российского министра в Германии отнеслись внимательно и настороженно. Так, заместитель председателя фракции ХДС/ХСС Йоханн Вадефул (Johann Wadephul) напомнил изданию о словах Путина, которое имело для Германии решающее значение.
«Если высказывание Новака действительно считать последним словом, то Германия может столкнуться с кризисом доверия, а в отношении „Северного потока — 2“ можно сказать, что слову России верить нельзя», — заявил Вадефул.
Ему вторит и депутат Европарламента от Партии зеленых Ребекка Хармс, по мнению которой, «Северный поток — 2» не отвечает интересам Европы, и «дискуссия о немецко-российском газопроводном проекте, а также об энергетических интересах Европы возобновится».
Она также считает недопустимым, чтобы «европейскую политику в энергетической отрасли определяли Вашингтон или один лишь Берлин», пишет издание.
Немецкие и австрийские политики ранее поддерживали проект. Председатель немецкого Христианско-демократического союза (ХДС) Аннегрет Крамп-Карренбауэрпризнавалась, что Германия, Украина, США, восточноевропейские страны преследуют в этом вопросе свои интересы, а лично она не «поддерживает всем сердцем» строительство «Северного потока-2», но «нельзя просто повернуть проект назад».
«Насколько бы ни был спорен этот трубопровод, нужно реалистично признать, что строительству газопровода уже не помешать, так как есть договоры и разрешения», — говорит политик.
О заинтересованности в надежном энергоснабжении о планах по продвижению проекта после встречи с президентом США Дональдом Трампом заявил и глава Австрии Себастьян Курц.
«Трамп ясно выразился, что США выступают против этого проекта, мы это и так знаем. Мы выступаем за этот проект, потому что мы заинтересованы в надёжности энергоснабжения в Австрии», — заявил он. Глав Австрии заметил, что страна и дальше будет покупать российский газ, так как его цена привлекательнее, чем у американского.
Европейскими и американскими политиками и средствами массовой информации вопрос о судьбе «Северного потока — 2» поднимается на протяжении длительного времени и периодически эта дискуссия обостряется, отметил в беседе с «СП» ведущий научный сотрудник Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Сергей Беспалов.
— Немного не характерно, что в этот раз вопрос поняла немецкая пресса, потому что в Германии, в отличие от большинства европейских стран, явное большинство общества и политического класса являются сторонниками ««Северного потока-2». Но, учитывая, что в немецком обществе, в политике и в СМИ есть, скажем так, сильная атлантическая линия, то есть ориентация на Соединенные Штаты, то неудивительно, что и противников проекта в Германии тоже немало.
В качестве повода для обострения дискуссия использовались разные события и ранее, и сейчас используются, и в дальнейшем будут. Видимо, для такого повода взяли интервью российского министра энергетики.
Я не видел текста интервью полностью, важна точная цитата, но, судя по всему, он не сказал ничего принципиально нового. Всем известно, что украинская газотранспортная система крайне изношена, и чтобы поддерживать ее какую-то более-менее длительную перспективу в функциональном состоянии, нужны колоссальные средства в ее модернизацию, которых у Украины нет и совершенно непонятно, кто эти средства Украине мог бы предоставить.
Что касается перспектив на какой-то период, начиная с 2020 года, когда истекает срок действия договора, сохранения прокачки каких-то объёмов газа по украинской ГТС, то по этому поводу российские власти не раз высказывались, включая самого президента Владимира Путина. Какой-то объем транзита сохранится, но это должно быть экономически обосновано и так далее.
Не думаю, что в интервью министра энергетики России содержался принципиальный отказ от этой позиции. Скорее, речь шла о том, что в долгосрочной перспективе транзит через украинскую ГТС будет либо нецелесообразен, либо вовсе невозможен в связи с тем, повторюсь, что она придет в совершенно плачевное состояние и непонятно, кто будет поддерживать ее в работоспособном состоянии.
«СП»: — Может ли это как-то повлиять на уже принятые решения и помешать проекту?
— Германия как никто другой заинтересована в том, чтобы газопровод был реализован, потому что неоднократно говорилось, что российский трубопроводный газ существенно дешевле, чем любой сжиженный природный газ, который может поставляться из Америки или Ближнего Востока. Соответственно, вопрос об относительно низкой цене природного газа — это вопрос о конкурентоспособности всей германской экономики в целом, потому что повышение цен на топливо вызывает издержки на производство всех товаров, снижая глобальную конкурентоспособность германской экономики на мировом рынке.
Конечно, для некоторых особо озабоченных судьбой Украины немецких представителей СМИ и политиков эти вопросы могут казаться не главными по сравнению с опасениями относительно усиления влияния России, относительно ущерба, который может быть нанесен украинским интересам.
Вообще, трудно понять, на каких основаниях сейчас Германия могла бы отказаться от строительства этого газопровода, учитывая, что все разрешения с немецкой стороны давно даны, основная часть работ проведена.
Последняя попытка на не национальном, а европейском уровне отказаться от «Северного-потока -2», заблокировать его и распространить в полном объеме на него законодательство Евросоюза по поводу транзита газа, разделения функций между транзитером и оператором и так далее. Она была предпринята несколько недель назад, но все-таки немецкие власти, предприняв достаточно серьёзные усилия, отстояли свою исходную позицию. Поправки директиву Еврокомиссии были приняты, но, с другой стороны, они были сопровождены оговорками, что национальные правительства, в данном случае речь идет о правительстве Германии, исходя из своих национальных интересов, делать определенные исключения для поставщиков газа. На практике, судя по всему, то означает, что условия поставки газа по «Северному потоку — 2» будут такими же, как и предполагалось прежде.
Будут еще определенные дебаты, когда в Европейском парламенте будет утверждаться вся эта дискуссия. Будет борьба по поводу интерпретаций этих новаций в европейском законодательстве. Но большинство комментариев на сегодняшний день сводятся к тому, что даже эта последняя атака на «Северный поток-2» в целом германскими властями отбита, и нет никаких оснований надеяться, что немецкое правительство изменит свою позицию по этому вопросу.
Со стороны собственно Германии «Северному потоку-2» ничего не угрожает. Что касается активности со стороны структур Европейского союза, Еврокомиссии, то вроде бы все складывается так, что тот вред, который они могли бы нанести этому проекту, оказался минимизирован.
Надо надеяться, что вся эта истерика в некоторых немецких изданиях в очередной раз сойдет на нет, и со следующего года всё заработает.