Угроза стабильности транзита газа через Украину сохраняется
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Приближение осени традиционно актуализирует проблему транзита российского газа в Европу через территорию Украины. Любопытно, что в этот раз первоначальная предупредительная инициатива исходит не от Москвы или Брюсселя, а из Киева.
7 августа министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что газопроводный оператор «Укртрансгаз» (УТГ) может быть технически не готов к прокачке газа, если НАК «Нафтогаза Украины» сократит инвестиции в газотранспортную систему страны (ГТСУ). «Считаю бестолковой политику «Нафтогаза» в части финансирования газотранспортной системы. Они ее для себя, скажем, уже зачеркнули и не рассматривают в 2019 году, поэтому мы можем дойти до того, что «Укртрансгаз» будет технически не готов к прокачке газа», - подытожил Насалик в одной из программ на центральном телеканале страны.
Украинский чиновник считает, что после решения США об усилении санкций в отношении России, в периметр которых попадает строительство трансбалтийского газопровода «Северный поток-2» (Nord Stream 2), реанимируется стратегическая роль ГТСУ. В общем, Насалик предвидит катастрофу, если труба не будет получать необходимого финансирования от учредителя «Укртрансгаза» — НАК «Нафтогаз Украины».
Правда, пока Украине не до выстраивания газовой стратегии. Есть лишь оперативная задача – без ЧП пройти высокий сезон 2017/2018. Так, в самом «Нафтогазе» менеджмент уже предвидит здесь сложности и не исключает прямых закупок российского газа предстоящей зимой. «При критической ситуации во время отопительного сезона, возможно, придется покупать топливо у «Газпрома»», - заявил коммерческий директор концерна Юрий Витренко.
Итак, Киев публично обозначил две главных проблемы – уязвимость национальной транзитной системы и слабость в организации подготовки к осенне-зимнему периоду. И они взаимосвязаны. Причем внутренний конфликт между властями Украины и «Нафтогазом» только усугубляет ситуацию, а не ведет к разрешению вопроса дефицита инвестиций в ГТСУ.
Все упирается в деньги, которых у Украины банально нет. Порядок интервенций в комплексную модернизацию ГТСУ оценивается в несколько миллиардов долларов. Но о капитальном ремонте речи давно не ведется, сейчас важны вложения в плановый ремонт. Понятно, здесь нужны суммы скромнее, но и эти средства не выделяются «Нафтогазом» в должном объеме. Износ же приближает ГТСУ к аварийному состоянию – риски разрыва трубопровода растут.
Но даже сложное экономическое положение не учит Киев рачительности: «Нафтогаз» по политическим мотивам с осени 2015 года предпочитает закупать топливо по реверсным схемам из Европы, переплачивая поставщикам из стран Старого Света (по сравнению с ценником «Газпрома») до $20-30 за каждую тысячу кубометров.
Чтобы пройти отопительный сезон без эксцессов, «Нафтогазу» необходимо накопить свыше 17 млрд кубометров газа в подземных хранилищах (ПХГ) – это оптимальная планка для стабильной работы транзитной системы; а для страховки от затяжных аномальных холодов нужно докупить еще не менее 2 млрд кубометров. Таковы оценки «Газпрома».
Поэтому Витренко серьезно рискует, заявив план доведения объемов газа к началу отопительного сезона только до 16 млрд кубометров.
На 7 августа в ПХГ Украины накоплено 13,4 млрд кубометров газа. При этом отопительный сезон 2016/2017 Украина начала с критически низкими запасами в 14,7 млрд кубометров газа. Тогда откровенно повезло с относительно мягкой зимой. Но природа не гарантирует Незалежной подобной лояльности в этом году. К тому же, газа потребуется больше для внутренних нужд Украины из-за угольного дефицита – ряд тепловых электростанций страны переведены на «голубое топливо». Поэтому грядущей зимой весьма вероятен незаконный отбор газа Киевом из транзитной системы – а мерзнуть в итоге будет Европа.
Такой сценарий, на первый взгляд, вроде как сулит определенные репутационные риски «Газпрому». Однако, детальное рассмотрение проблемы в юридическом поле позволит в итоге только оправдать экспортную стратегию «Газпрома», нацеленную на возможность альтернативной прокачки газа в Европу в обход территории Украины – по строящимся «Северному потоку-2» и Турецкому потоку». Пока сроки ввода «Газпромом» новых газомагистральных систем намечены на 2019 год, хотя усиление санкционного давления на Москву со стороны Вашингтона может негативно сказаться на динамике реализации проектов, о чем в инвестиционном меморандуме уже предупреждал росхолдинг.
В свою очередь, Европа видимо, заранее начала готовится к возможной эскалации газового конфликта между Россией и Украиной предстоящей зимой. Страхи замерзнуть делают Брюссель лояльным. Как известно, 2 августа «Газпром» получил право использовать мощности газопровода OPAL (одного из двух сухопутных продолжений «Северного потока») примерно на 90% при прежней норме в 50%, которая установлена правилами Третьего энергетического пакета ЕС. 7 августа загрузка OPAL, по данным оператора системы, выросла до 85%. Увеличение прокачки через OPAL стало возможным после отмены судом обеспечительных мер по иску польской PGNiG. Лимитирующий режим действовал около полугода.
В итоге «Газпром» снизил заявку на транзит российского газа через территорию Украины за счет наращивания прокачки по трубопроводу OPAL. Это оправдано и экономически – тариф по «Северному потоку» предпочтительней, чем предлагает росконцерну оператор ГТСУ.